УДК 339

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) -  как высшая форма экономической интеграции

 

THE EURASIAN ECONOMIC UNION (EEU) - AS THE HIGHEST FORM OF ECONOMIC INTEGRATION

 

Шагирова Г.К., Нурмуханбетова Л.К., Избасарова Л.Б.

(Атырауский институт нефти и газ, г.Атырау, Республика Казахстан)

Shagirova G.K.,  Nurmukhanbetova L.K., Izbasarova L.B.

(AING, Atyrau, Kazakhstan)

 

В статье рассмотрены вопросы евразийской интеграции, в том числе Таможенного Союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана и Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), где обуславливается стремлением государств на постсоветском пространстве к интеграции с целью развития национальных экономик, укрепления политических связей и сотрудничества.

 

In article questions of the Euroasian integration, including the Customs Union (CU) of Russia, Belarus and Kazakhstan and the Eurasian Economic Union (EEU) where it is caused by aspiration of the states in the former Soviet Union to integration for the purpose of development of national economies, strengthening of political connections and a cooperation are considered.

 

Ключевые слова: Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз

Key words:  Customs union, Eurasian Economic Community, Eurasian Economic Union

 

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС) – это форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, которая формирует единую таможенную зону на территории данных государств. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, где обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

ЕАЭС был создан на базе ТС ЕврАзЭС (Евразийского экономического сообщества) для укрепления национальных экономик и их взаимодействия в целях модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Следовательно, эти два интеграционных проекта взаимосвязаны напрямую, и, для того, чтобы объяснить основы сотрудничества в рамках ЕАЭС, необходимо выявить причины создания ТС.

Цели и задачи ЕАЭС, ярко показывают о полноценной, мощной экономической международной организации. Предоставленный формат, отображающийся в документе, с огромной силой поднимает роль Евразийского Экономического Союза на международном масштабе, а также распоряжается всем странам выступать именно от Союза, а не от индивидуальности страны. Значительным курсом показывает, что ЕАЭС будет уже совместным рынком рабочих ресурсов, финансовых, сырьевых материалов, который не должен ограничиваться только рамками импорта – экспорта товаров.

После распада СССР Россия, Белоруссия и Казахстан получили независимость и обрели возможность вести самостоятельную политику. Интеграция на постсоветском пространстве носила политический характер, а также повлияла на создание ряда организаций и экономических объединений. Истоком ТС считается проект формирования Евразийского союза государств (ЕАС), представленный президентом Казахстана Н. Назарбаевым в марте 1994 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова. Он предложил создать на основе объединения экономических взаимосвязей работающий союз государств, целью которого будут являться достижение стабильности и безопасности в евразийском регионе.

«Евразийский проект был выдвинут в эпоху дезинтеграции и системного финансово-экономического кризиса стран постсоветского пространства. Цель ЕАС – служить формированию согласованных подходов к проведению рыночных преобразований, обеспечению национальной безопасности евразийских стран, их совместному включению в глобальную экономическую систему». Государства должны были создать регион единого экономического, политического, таможенного и гуманитарного пространства. Многие исследователи считают, что экономический фактор является основным для реальной интеграции. Для такого рода взаимодействия и сотрудничества стран необходимо «взаимопроникновение и сращивание хозяйственных систем стран-участниц».

«Все более укрепляется мнение о том, что только объединение экономических потенциалов отдельных стран, развитие их сотрудничества дают шанс выстоять в конкурентной борьбе на общемировых рынках товаров, услуг, капитала, труда». Одним из главных направлений деятельности Таможенного Союза стало обеспечение динамического развития России, Белоруссии и Казахстана путем согласования темпов и направления социально-экономических преобразований за счет эффективного использования экономических потенциалов государств в интересах повышения уровня жизни их народов. Таким образом, государства – члены ТС нацелены на объединение экономик для развития социально-экономической среды в России, Белоруссии и Казахстане.

Экономическая интеграция в эпоху кризиса, сложная международная ситуация, вызванная политическим кризисом в Украине, ожидаемые санкции Запада против РФ, еще более повысили значимость интеграции для Казахстана и его партнеров в рамках Таможенного Союза и Евразийского экономического союза.

Практическим воплощением этой идеи стало учреждение 10 октября 2000 года Казахстаном, Россией, Беларусью, Кыргызстаном и Таджикистаном Евразийского экономического сообщества (ЕВРАЗЭС). Евразийский союз является структурой, необходимой для построения жизнеспособного сообщества стран и народов, имеющих общие исторические судьбы, близкие геополитические и экономические интересы. 

Согласно договору, ЕВРАЗЭС – международная организация, обладающая юридическим правом представлять интересы государств-членов в отношениях с другими государствами, международными организациями, в первую очередь с ВТО.

Через семь лет после подписания Договора об учреждении ЕврАзЭС, в октябре 2007 года, в Душанбе главами трёх из пяти государств был принят Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и утверждён План действий на 2008–2010 годы по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Эти документы определили стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

Новая Экономическая Политика «Нұрлы Жол» - наш глобальный шаг на пути в число 30 самых развитых стран мира. Это решение полностью соответствовало вызревшей к тому времени концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции. После выпадения из интеграционного процесса Украины и Узбекистана три оставшихся крупных государства решили реализовать, наконец, планы создания ТС и ЕЭП, оставив остальным возможность присоединяться к этому процессу по мере готовности. В то время участие Киргизии было отягощено её членством в ВТО, члены которого могли существенно осложнить создание Таможенного союза. В свою очередь, без Киргизии было затруднено участие в Таможенном союзе Таджикистана, не имеющего общей границы с формирующейся Единой таможенной территорией.

ЕАЭС, как высшая форма экономической интеграции на пространстве СНГ, а именно, в рамках евразийского пространства, представляет собой продолжение проекта ЕврАзЭС, в том числе и Таможенного союза, то есть также имеет основной целью осуществление всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности экономик национальных государств для создания условий стабильного развития с целью повысить жизненный уровень населения государств- членов.

Евразийский экономический союз - это объединение, главными задачами которого являются укрепление экономик участвующих стран (Казахстан, Россия, Белоруссия) и их конкуренции на мировом рынке.

Участие Казахстана в евразийской интеграции вызвано экономическими соображениями. Так, по мнению Президента РК Н. Назарбаева именно экономические интересы должны быть главным двигателем интеграционных процессов. Поставив перед государством задачу вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира, глава государства сформулировал концепцию евразийского государства как важную и определяющую для всего постсоветского пространства. В условиях формирования экономики, основанной на инновациях и экспортоориентированных производствах, Казахстан заявил о намерении использовать все возможности для интеграции страны в мировое хозяйство и освоения ее субъектами внешних рынков.

29 мая 2015 г. в Астане на заседании Высшей Евразийской экономической комиссии был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза — интеграционного образования, характеризующего переход стран-участниц (Россия, Казахстан и Белоруссия) к высшей степени экономической интеграции. 10 октября в Минске был подписан договор о присоединении к ЕАЭС Армении. К концу 2015 года осуществилось присоединение к ЕАЭС и Киргизии. Евразийский экономический союз, согласно договору, начал функционировать с 1 января 2015 года.

Евразийская интеграция призвана консолидировать страны с целью достижения устойчивого развития и формирования конкурентоспособного центра силы на международной арене. При этом процесс экономической интеграции России, Казахстана и Белоруссии идет уже длительное время и не ограничивается лишь будущим ЕАЭС.

Таким образом, создание ЕАЭС еще больше сможет повысить инвестиционную привлекательность Казахстана и привлечь инвесторов огромным рынком Таможенного союза (160 миллионов потребителей) и отсутствием таможенных пошлин.

 

Список использованных источников

1.    Официальный сайт ЕАЭС http://www.eaeunion.org/

2.     Договор о создании Евразийского экономического союза от 29 мая 2014 г.

3.    Государства – члены Таможенного союза и Единого экономического пространства: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. – Москва: 2015

4.    Презентация книги «Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь. К 20-летию евразийского проекта 1994–2014». - [Электронный ресурс]: URL: http://evrazes.com/news/view/950. (Дата обращения 15.12.15).

5.    Исингарин Н.К. 10 лет СНГ: Проблемы, поиски, решения. Монография. Алматы, 2008

6.    Аубакирова Ж.Я.  Интеграционные отношения в транзитной экономике: теория, методология, практика. Монография. - Астана, 2009