УДК 656.13

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКО-ИНЖЕНЕРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF TECHNICAL-ENGINEERING MEASURES TO ENSURE ROAD SAFETY

 

Тихомиров П.В., Сиваков В.В., Атрощенко А.М., Афанасьев С.В.,

Дягтерев А.С. (Брянский государственный инженерно-технологический университет, г.Брянск, РФ)

Tikhomirov P. V., Sivakov, V.V., Atroshchenko, A.M., Afanasiev S.V.,

Degterev A.S. (BGITU, Bryansk, Russian Federation)

 

Проведен анализ и оценка эффективности проводимых инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

The analysis and assessment of the effectiveness of engineering measures to ensure traffic safety.

 

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, оборудование

Keywords: traffic safety, traffic accident, equipment

 

Состояние безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте Российской Федерации по-прежнему продолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой. Хотя за последние годы и наметилась тенденция снижения абсолютных показателей аварийности, уровень ее остается высоким.

В период с 1995 по 1999 гг. в стране произошло более 800 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения 900 тысяч человек и погибло 148663 человек. Только в 1999 году социально-экономический ущерб от гибели и ранения людей в дорожно-транспортных происшествиях превысил 150 миллиардов рублей, что составляет 4-5 % валового национального продукта. В большинстве развитых зарубежных стран по оценкам ученых аналогичные ежегодные потери от аварийности на автомобильном транспорте составляют всего 1-2 %. Таким образом, размер потерь валового национального продукта от дорожно- транспортной аварийности в России является одним из самых высоких [1].

Проведенный анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий в России показывает, что они остаются практически неизменными [2,3,4,5]:

- превышение допустимой скорости;

- управление транспортных средств в алкогольном (наркотическом) опьянении;

- выезд на встречную полосу;

- проезд под запрещающий сигнал дорожного светофора;

- нарушение правил при проезде перекрестков и т.д.

Министерство транспорта РФ и Госавтоинспекция МВД России, постоянно разрабатываются и проводятся различные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. Так, например, утвержденная Правительством РФ [6], целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России» на 1996-1998 годы, способствовала сокращению на 10-20% число погибших в ДТП. Также в странах Европы, активно применяется аудит безопасности дорожного движения. Целью проводимых мероприятий является обеспечение безопасности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения на всех стадиях жизненного цикла автодороги и проводится постоянно[7]. По полученным результатам предпринимают ряд решений по снижению ДТП на дороге, основываясь на совершенствовании нормативов, позволяющих строить безопасные дороги, опираясь на передовые технические и инженерные разработки. В качестве технико-инженерных разработок используется: фотовидеофиксация, искусственная дорожная неровность, дорожные знаки и светофоры и т.п. Кратко рассмотрим технико-инженерные разработки.

Интеллектуальные свойства фотовидеоустройств направлены на фиксацию нарушения с определением номера транспортного средства, такие как определение скорости движения, проезд перекрестков, разворот в неположенном месте, а также поиск нарушителя.

Искусственная дорожная неровность, которая иначе называется как «лежачий полицейский», предназначена для принудительного снижения скорости автомобилей с целью обеспечения безопасности движения в местах с ограничением скорости. Конструкция представляет собой монолитное изделие из черной резины с протекторами, для лучшего сцепления с шинами автомобиля, с нанесенной желтой светоотражающей лентой, для лучшей видимости в ночных условиях.

Дорожные знаки являются средством регулирования дорожного движения, предупреждающие водителей и пешеходов об изменении дорожной ситуации, направления и распределения потоков транспортных средств при движении по улицам и дорогам. При выборе места установки знака учитывают характер передаваемой им информации, особенности зрительного восприятия знака водителями, а также интенсивность и скорость движения транспортных средств на этом участке.

Дорожные светофоры предназначены для регулирования транспортных и пешеходных потоков путем подачи разных сигналов. Светофор представляет собой корпус, чаще пластиковый или алюминиевый, в который помещен источник света. В качестве источника света используются либо простые лампы накаливания, либо более современные и долговечные светодиодные матрицы, эксплуатация которых рассчитана на пять лет.

Разметка дорожного движения. Нанесение осевой разметки на внутренних территориях способствует уменьшению числа ДТП, организованного движения, соблюдения правил дорожного движения. Осевая разметка дорожного движения разграничивает встречные потоки, а также потоки одного направления.

Рассмотренные технико-инженерные разработки сведем в таблицу для анализа и сравнения по ряду критериев, ограничиваясь трех бальной шкалой.

 

Таблица – Оценка эффективности технико-инженерных мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения

Показатели

Фотовидеофиксация

Искусственная дорожная

неровность

Дорожные знаки

Дорожные

светофоры

Разметка

дорожного

движения

Надежность

1

2

3

3

3

Обслуживание

2

2

3

2

2

Стоимость

2

1

2

2

1

Функциональность

2

3

2

3

2

Видимость

1

3

2

3

3

Срок службы

2

2

3

2

2

Эффективность по предотвращению БДД

3

3

2

3

1

Итого

13

16

17

18

14

 

Таким образом, наиболее эффективным средством регулирования дорожного движения являются светофоры, однако, применяться они должны в комплексе с другими инженерными мероприятиями.

 

Список использованных источников

1. Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте [Сайт] URL: http://www.complexdoc.ru/ntdpdf/546810/metodicheskoe_posobie_po_kursu_podgotovki_spetsialistov_po_bezopasnosti.pdf (Дата обращения: 13.11.2016).

2. Анализ аварийности и причины нарушения водителями правил дорожного движения по Пензенской области [Сайт] URL: http://naukovedenie.ru/PDF/68tvn113.pdf (Дата обращения: 13.11.2016).

3. О профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения [Сайт] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-profilaktike-pravonarusheniy-i-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya (Дата обращения: 13.11.2016).

4. Влияние развития и состояния дорожной сети на уровень безопасности движения на дорогах России [Сайт] URL: http://www.complexdoc.ru/ntdpdf/534605/vliyanie_razvitiya_i_sostoyaniya_dorozhnoi_seti_na_uroven_bezopasnosti_dviz.pdf (Дата обращения: 13.11.2016).

5. Скорикова, М.И. Оценка влияния дорожной инфракструктуры на развитие Брянской области / М.И. Скорикова, П.В. Тихомиров [Текст] // Состояние и перспективы развития социально-культурного и технического сервиса: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 24–25 апреля 2014 года. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. д. т. н., профессора В.И. Беляева; Алт. гос. техн. ун-т. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2014. – С. 38-40.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1996 г. № 653.

7. Аудит безопасности дорожного движения [Сайт] URL: http://transspot.ru/2016/10/13/audit-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya/ (Дата обращения: 13.11.2016).