УДК 634.0.89

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ  РЕКРЕАЦИОННЫМИ ЛЕСНЫМИ МАССИВАМИ

 

Апсалямова С.О.

(Кубанский государственный медицинский университет, г.Краснодар, РФ)

Apsaliamova S. O. (Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia)

 

Рассмотрены вопросы развития правовых норм экономики организации лесопромышленного комплекса

The problems of development of legal norms of the economy organization of timber industry complex

 

Ключевые слова: лес, экономика, экология, инвестиции, инновации.

Key words: forest, economy, environment, investment, innovation.

 

Соглашения об управлении лесными массивами заключаются, как правило, на длительный срок (20 и более лет), держатели со­глашений об управлении наделяются правами на проведение лесо­заготовительных и рекреационных работ, а также обеспечения социально-экономического,  медико-биологического и комфортного проживания населения в этих лесных массивах [1].

Обязанности вла­дельцев лесных массивов заключаются в осуществлении на этой территории планирования лесного хозяйства, организации выпол­нения лесовосстановительных и рекреационных мероприятий, проведении инвента­ризации лесного фонда, медико-экологической безопасности,  строительства дорог и т.д. а также в обязанности владельцев лесных массивов входит внесение платы в соответствии с заготовленными объемами древесины.

Лицензии на объем заготовки древесины предоставляют право их владельцам осуществлять лесозаготовительные и рекреационные работы в преде­лах выделенной территории в течении 10-20 лет. Обязанности вла­дельцев лицензий предусматривают проведение в основном лесозащитных, социальных, лесо­восстановительных, рекреационных и экологических мероприятий,  нацеленных на  предоставлении и учете местных интересов по пользо­ванию лесными ресурсами [2,8].

Эти документы устанавливают права и обязанности собствен­ников лесов по рациональному пользованию лес­ными ресурсами и другими полезностями и услугами леса, совме­стному проведению мероприятий, обеспечивающих выращивание сельскохозяйственных культур, лекарственных, технических и других не древесных продуктов леса, на основе регулирования государственными органами (агент­ствами), в функции которых входит контроль и сбор информации об использовании лесных ресурсов.

Осуществление этими агентствами контроля за использовани­ем лесных ресурсов предполагает создание специальных контроль­ных стандартов, основанных на мониторинге состояния лесов [3,6].

Среди мер регулирования, применяемых органами власти, по организации эффективного пользования лесами, необходимо выделить:

- предоставление разрешений на перевод лесных земель в нелесные;

- осуществление контроля за способами продажи и заготовки древесины;

- обеспечение доступа в частные леса сборщиков грибов, ягод, охотников и населения для отдыха;

- проведение контроля за охраной водных ресурсов и среды обитания диких животных;

- предоставление субсидий для реализации программ техни­ческой помощи и информационного обеспечения;

- введение льготного налогообложения, поощряющее осуще­ствление интенсивной хозяйственной деятельности на рекреационных  лесных площадях;

- снижение неопределенности в освоении лесных площадей путем составления арендных договоров, установления га­рантированного уровня цен на лесную продукцию и услуги, предоставляемые с помощью леса;

- организацию страхования лесохозяйственной деятельности;

- заключение договоров о защите лесов;

Передача лесных площадей осуществляется на основании концессионных  контрактов, заключаемых между органами государственного управления и частными компаниями. В контрактах предусматрива­ется право частных компаний на хозяйственное освоение лесных массивов [4,7].

Контракты заключаются на срок от 1 до 25 лет и более, это означает, что при удовлетворительном ведении хозяйства на пере­данных компании лесных площадях, срок действия контракта мо­жет продлеваться.

Согласно контракту, на компанию могут возла­гаться следующие обязанности:

- проведение лесовосстановительных и рекреационных работ;

- осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;

- выполнение работ по строительству лесохозяйственных до­рог;

- проведение лесовосстановительных работ на неудовлетво­рительно восстановленных лесных площадях;

- составление и согласование с органами управления лесным хозяйством планов лесоустройства и мероприятий на год;

- осуществление объемов лесозаготовок, не превышающих установленных норм лесопользования.

Контроль за обязанностями, предусмотренными в контракте, осуществляется комитетом, создаваемым органом управления лес­ным хозяйством, который обладает полномочиями на проведение проверок хозяйственной деятельности компании на лесных площа­дях, переданных ей в пользование.

Комитет имеет право изучать и проверять отчеты компаний, которые ежегодно представляются в органы управления лесным хозяйством.

Обязанности органа управления лесным хозяйством обычно состоят в бесплатной пере­даче компаниям лесопосадочного материала и семян и проведении лесовосстановительных и рекреационных работ с предварительной их оплатой кон­цессионером [5].

Передача лесных площадей компаниям в пользование осуще­ствляется за определенную плату, форма платы за пользование лесными площадями может быть различной, при этом платежи устанавливаются за продукцию дерево­обработки, при отсутствии их за объемы древесины на корню, к основному достоинству системы организации лесных кон­цессий следует отнести возможность ведения хозяйственной дея­тельности в государственных лесах частными компаниями, что ока­зывает влияние на снижение государственных расходов на управ­ление лесами, при этом взятие лесных площадей в концессию также способ­ствует обеспеченности компании древесным сырьем на долгосроч­ную перспективу.

Метод на основании сделок предполагает определение цены на лес на корню, с использованием данных о продаже древесины в прошлые годы.

Использование метода, на основании сделок для определения стоимости леса на корню, предпочтительнее по сравнению со спо­собом по остаточной стоимости из-за необязательности обладания информацией о затратах на заготовку и переработку древесины [8].

Разработка и реализация лесохозяйственных программ. осуществляется на долгосрочный период ( 40-50 лет), при этом реализация лесохозяйственных программ на­правлена в основном на осуществление лесохозяйственных и рекреационных мероприятий, обеспечивающих охрану и защиту ле­сов.

Однако разработанные органами государственной власти ле­сохозяйственные программы могут быть ориентированы на дости­жение социальных, политических, экономических и других целей, для достижения перечисленных целей в лесохозяйственных про­граммах разрабатываются мероприятия по обеспечению занятости того или иного региона, созданию новых рабочих мест, поддержа­нию политической стабильности, защите и охране природы, при этом лесо­хозяйственные программы также содержат мероприятия по созда­нию баз древесного сырья, предназначенных для стабильного раз­вития лесной промышленности и совершенствованию технологий в области выращивания и заготовки древесины.

В ряде программ имеются мероприятия по созданию зон эталонных лесов. Разрабо­танные в программах лесохозяйственные и рекреационные мероприятия направлены на формирование лесных массивов с высокими, качественными ха­рактеристиками древостоя, что позволяет подготавливать древеси­ну непосредственно для нужд лесной промышленности. Таким об­разом, проводимые на стадии лесовыращивания мероприятия спо­собствуют повышению конкурентоспособности будущих лесных материалов. Мероприятия в области охраны природы предполагают проведение мониторинга за ее состоянием, осуществление специа­лизированного ухода за редкими животными и растениями, находя­щимися под угрозой исчезновения, выполнение лесозащитных и лесовосстановительных работ. В лесохозяйственных программах предусматриваются мероприятия по предоставлению рекреацион­ных услуг (рыболовство, охота, пешие прогулки, услуги по туризму и т.д.) [4].

В дополнение к лесохозяйственным и рекреационным программам разрабатываются исследовательские программы, которые  сосредоточены в основном на разработке предложений по снижению воздействий на окружающую среду, в  этих программах изучаются проблемы совершенствования технологии лесозаготовительных и рекреационных работ с целью обеспечения вос­станавливаемости вырубленных лесных площадей, вопросы сохра­нения и сбережения животного и растительного мира, многоцеле­вого пользования ресурсами и полезностями леса.

 

Список использованных источников

1 Апсалямова С.О., Хуажев О.З.  Медицинские аспекты пищевой и лечебной ценности растительных продуктов леса. М.: Научное обозрение. Том 6, 2013.

2 Апсалямова С.О., Хуажев О.З. Формирование экономических, медицинских и социальных систем в сфере эффективного лесопользования. Краснодар: ООО «Издательский дом - Светочъ». 2014. 296 с.

3  Хуажев О.З. Аспекты эффективного применения инвестиционных проектов в лесной отрасли. Научное издание «Лесотехнический журнал». Воронеж. ВГЛТА. Том 4 №1 (13). 2014 С. 36-43.

4 Хуажев О.З. Тенденции процесса функционирования и развития, экономических систем управления лесными ресурсами. Научное издание «Лесотехнический журнал». Воронеж. ВГЛТА. Том 4 №1 (13). 2014. С. 243- 253

5 Хуажев О.З. Формирование механизма регулирования устойчивого развития экономики регионального лесного сектора. Краснодар:  ООО «Издательский дом-Юг», 2009. 136 с.

6 Khuazhev O.Z.  Organizational and Economic Mechanisms for Monitoring of Processes Ensuring Sustainable Development of the Forest Sector. BBRA - Biosciences, Biotechnology Research Asia (India, ISSN 0973-1245, Scopus) Vol. 12(2), 2015. P. 1345-1349

7  Khuazhev O.Z. Economic Mechanisms of Competitiveness in Nature Management, Environment Protection and Ensuring Medico-Ecological Safety.  BBRA - Biosciences, Biotechnology Research Asia (India, ISSN 0973-1245, Scopus) Vol. 12(2), 2015. P.1451-1458

8 Khuazhev O.Z. The Economic Value of Forest Ecosystem Services. Journal of Environmental Management and Touris. University of Craiova, Romania Volume VI Issue 1(11)  ASERS Publishing, 2015. P. 291-297

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 15-02-00199 «Формирование концепции социально-экономического развития лесного сектора экономики Российской Федерации»