УДК 614.841.42

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ  ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

 

PROBLEM ASPECTS IN SYSTEM OF THE ORGANIZATION OF SUPPRESSION OF WILDFIRES

 

Москвилин Е.А., Волков И.В.,  Орлов Л.А.,  Ерохин С.П.

(ФГБУ ВНИИПО МЧС России, РФ)

Moskvilin E.A., Volkov I.V., Orlov L.A., Yerokhin S.P.

(FGBU VNIIPO of EMERCOM Russia,Russian Federation)

 

Показаны проблемы связанные с лесными пожарами в лесопромышленном комплексе. Представлены основные условия, способствующие развитию крупных лесоторфяных пожаров. Проанализирована существующая система тушения лесов в Российской Федерации.

The problems connected with wildfires in timber processing complex are shown. The main conditions promoting development of the major peat fire are presented. The existing system of suppression of the woods in the Russian Federation is analyzed.

 

Ключевые слова: Лесные пожары, пожаротушение, охрана лесов

Keywords: Wildfires, extinguishing, forest conservation

 

Продукция лесопромышленного комплекса традиционно является одной из значительных составляющих экспортного потенциала России, а рынок лесобумажной продукции в России, как показывают тенденции его развития, является одним из динамично развивающихся в мире. По данным Минпромторга, 80% потребления лесобумажной продукции обеспечивается за счет собственного производства и порядка 20% за счет импортной продукции. В структуре импорта около 80% приходится на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности и мебель. [1,2]. Основные негативные факторы, влияющие на российский лесопромышленный комплекс,  перечислены в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» [3], из которых хотим отметить истощение ресурсной базы в регионах лесозаготовительных производств, в том числе и из-за лесных пожаров.

Следует отметить ежегодные значительные потери лесных массивов от пожаров. Так, только в 2015 году площадь лесных земель, пройденными пожарами, составила  около 2 750 000 га Ежегодно в России в среднем происходит более 18 тыс. лесных пожаров, при этом в среднем до 80% возникает по вине человека. Статистические данные за 2014-2016 годы представлены на рис 1. 

Рисунок 1 - Статистические данные по лесным пожарам за 2014-2016

 

В том числе за ущербом, наносимом лесными  пожарами, скрывается и деятельность по незаконной вырубке лесов. Несмотря на большие потери, леса Российской Федерации все так же имеют весомую экологическую и экономическую значимость,  а охрана лесов, предупреждение и  эффективная борьба с пожарами приобретает глобальное значение.

Основные условия, способствующие развитию крупных лесоторфяных пожаров:

- аномально долгое нахождение антициклона и высокие температуры;

- возникновение штормовых ветров силой до 30 м/сек;

- отсутствие осадков и бесснежные зимы.

Сочетание всех этих аномалий создают беспрецедентные условия для масштабного наступления огня на леса, поля и населенные пункты.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется охрана и тушение лесов.

Охрана лесов от пожаров включает в себя систему мероприятий по профилактике, предупреждению, обнаружению, мониторингу и тушению лесных пожаров. По существующей нормативной правовой базе имеется разграничение полномочий по тушению пожаров лесов на землях различных категорий. Полномочия по охране лесов от пожаров на землях лесного фонда возложены на субъекты РФ. Работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются так же специализированными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ. В регионах основные мероприятия по охране лесов от пожаров выполняют специализированные лесопожарные учреждения, которые имеют необходимую технику и персонал.

Ежегодно перед началом пожароопасного сезона в регионах  утверждается Сводный план тушения лесных пожаров, который разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 № 378 «Об утверждении правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации» [4]. В план включают силы аварийно-спасательных формирований, дополнительные мобилизационные ресурсы, процедуры межведомственного взаимодействия и привлечения дополнительных ресурсов из других регионов (на основании двусторонних соглашения). При наступлении в регионе чрезвычайной горимости лесов, на основании решений уполномоченного органа власти – комиссии по чрезвычайным ситуациям осуществляется поэтапное введение в действие планов тушения.

Следует отметить, что зачастую в планы предоставляется не корректная информация (в сторону преувеличения имеющихся сил и средств) и при ликвидации пожаров возникает нехватка сил и средств участвующих в тушении.

При введении режима чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров и межрегиональными планами маневрирования. Подразделения, силы и средства МЧС России привлекаются к работам по тушению лесов и торфяников на основании планов по тушению лесных и торфяных пожаров, разработанных указанными выше органами исполнительной власти и организациями, а так же в случае введения режима ЧС и угрозы населенным пунктам и объектам экономики. Особое внимание необходимо обращать на своевременность запроса регионов о привлечении сил и средств МЧС России, в том числе подразделений Федеральной противопожарной службы. В силу ряда причин некоторые регионы, до крайности оттягивают время такого обращения, до последнего не афишируя масштабы ЧС.

Количество и масштаб лесных пожаров, происходящих из года в год, показывают недостаточную эффективность существующей системы, которая постепенно совершенствуется, закрывая возникшие проблемы и недочеты.

Но при этом следует отметить, что в случаях, когда к тушению лесных пожаров при защите населенных пунктов и объектов экономики привлекаются силы МЧС России, ликвидация загораний, как правило, происходит достаточно быстро и эффективно.

Яркий пример слаженной оперативной межведомственной работы это тушение пожара в Краснодарском крае в августе 2015 года. После обнаружения возгораний, незамедлительно к местам тушения пожаров были направлены пожарно-спасательные подразделения МЧС России и другие экстренные службы. Для ликвидации пожара под руководством НЦУКС МЧС России  была развернута система антикризисного управления и  организована работа оперативных штабов. Учитывая труднодоступную гористую местность, была сформирована значительная авиационная группировка в составе: 3 ИЛ-76, АН-148,  23 БЕ-200 ЧС, 9 вертолетов Ка-32 и  Ми-8 и Ми-26. Благодаря работе наземной и воздушной группировок было предотвращено распространение пожара в сторону населенного пункта, и в короткие сроки ликвидированы все очаги загораний. При тушении данного пожара взаимодействие между привлеченными к тушению силами было налажено на высоком уровне, что внесло значительный вклад в успешную ликвидацию загорания.

В целом следует отметить, что в настоящее время ведется непрерывная работа, связанная с устранением существующих недостатков в системе организации предупреждения и тушения лесных пожаров, в частности совершенствуется нормативно-техническая база регламентирующая данные вопросы.

 

Список использованных источников

1. Доклад заместителя министра промышленности и торговли РФ Георгия Каламанова. Форум «Лес и человек» – VII Международный форум «Лесной комплекс – инвестиции в будущее»

2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы"

3 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

            4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 № 378 «Об утверждении правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации»