ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

EVALUATION OF PLANNING IN FORESTRY

 

Новикова А.В., Моисеева Е.Е. (Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск, РФ)

Novikovа A.V., Moiseeva E.E.

(Siberian State Technological Universit, Krasnoyarsk, Russia)

 

Рассмотрены цель, задачи и значение лесного планирования, значение, порядок разработки  и эффективность применения Лесного плана и плана финансово-хозяйственной деятельности на примере Красноярского Края.

Consider the purpose, objectives and significance of forest planning, value , order preparation and efficacy of the Forest Plan and the plan of financial and economic activity on an example of Krasnoyarsk region.

 

Ключевые слова: Лесная отрасль, планирование, показатели выполнения плана

Key words: Forestry, planning, implementation indicators

 

Планирование – это система организационно-хозяйственных и экономических мероприятий, направленных на достижение оптимальных пропорций на предприятии, в отрасли или в народном хозяйстве, и эффективное использование их ресурсов.

Актуальность исследования системы лесного планирования заключается в том, что за последние годы наблюдается систематическое невыполнение запланированных показателей, нерациональное использование лесных ресурсов и освоение только доступных близлежащих лесов.

Лесное планирование сосредоточено в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, направленное на обеспечение устойчивого развития территорий.

Особенности лесохозяйственного производства определяют специфику, способы и методы планирования в лесном хозяйстве, кроме этого состав производств в лесном хозяйстве неоднороден, он формируется набором работ и мероприятий, носящих характер промышленной, строительной сельскохозяйственной, управленческой, контрольно надзорной и другой деятельности.

Цель лесного планирования – обеспечить согласованную и бесперебойную работу лесохозяйственного предприятия, его сбалансированное и динамичное развитие повышение эффективности хозяйственной деятельности.

Предметом планирования в лесном хозяйстве являются земли лесного фонда, лесные ресурсы лесхоза, его производственные фонды, трудовые и финансовые ресурсы, инвестиции, производственная деятельность.

Объектом планирования может быть предприятие или его подразделение, лесное хозяйство как отрасль материального производства, регион, народное хозяйство страны в целом.

Задачи и содержание планирования существенно зависят от объекта и уровня планирования. Так, на уровне народного хозяйства задачей планирования будет обеспечение согласованной и слаженной работы всех отраслей и звеньев народнохозяйственного комплекса страны, устойчивое функционирование и рост экономики.

На уровне отрасли – обеспечение внутриотраслевых пропорций и условий для эффективной работы предприятий отрасли.

На уровне предприятий – обеспечение производства и реализации продукции и услуг в заданном объеме с соблюдением качественных показателей и требований рынка.

Характерная черта планирования – тесная связь между перспективными (на 5 лет и более при лесоустройстве) и текущими (годовыми) планами, которые обеспечивают непрерывность плановой работы. Перспективное и текущее планирование реализуются через четкую систему взаимосвязанных планов и программ.

Под календарным планированием понимается составление планов по конкретным срокам (датам) их выполнения (по дням и сменам). Планирование объема работ осуществляется исходя из производственных мощностей хозяйствующего субъекта [1].

Основа плана развития лесного хозяйства закладывается при лесоустройстве, которая рассматривается лесным законодательством как система инвентаризации государственного лесного фонда и проектирования научно обоснованных лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное и комплексное использование и воспроизводство лесных ресурсов, на сохранение средообразующих и защитных функций лесов, на повышение эффективности лесного хозяйства.

Результатом лесоустройства являются лесоустроительные проекты, в которых на основе комплексной оценки ведения лесного хозяйства за прошедший период и данных учета лесов определяются не только основные положения ведения лесного хозяйства предприятия, но и объемы работ на предстоящий ревизионный период.

На основе материалов лесоустройства и документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, разрабатывается Лесной план субъекта Российской Федерации, который включает в себя характеристику состояния лесов и их использования, основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а так же оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов .

Лесной план субъекта составляется сроком на 10 лет исходя из спроса на лесные ресурсы, существующих объемах лесозаготовок, обеспеченности региона доступными лесными ресурсами.

Составление лесного плана позволяет предприятию разработать долгосрочную стратегию, при не достижении запланированных показателей возможна корректировка поведенческой стратегии для улучшения фактических показателей деятельности предприятия.

Главное в Лесном плане: выделение зон освоения лесов, выбор и оценка эффективности проектов освоения лесов.

На основе данных Лесного плана субъекта РФ составляется план финансово-хозяйственной деятельности учреждения на финансовый год и плановый период (2 года).

План финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения – один из важнейших документов, регламентирующих деятельность бюджетных и автономных учреждений.

Также в плане финансово-хозяйственной деятельности указываются сведения об учреждении, показатели финансового состояния учреждения, показатели по поступлениям и выплатам учреждения, а так же приводится хозяйственно-экономическое обоснование показателей, использованных при формировании  плана финансово-хозяйственной деятельности.

Для оценки выполнения плана развития и освоения лесов по Красноярскому Краю необходимо оценить динамику основных показателей за 3 года (табл. 1)[3].

 

Таблица 1 – Показатели выполнения лесного плана по Красноярскому краю

Показатель

Планируемые значения

Фактические значения

Процент выполнения плана

2013

2014

2015

2013

2014

2015

2013

2014

2015

Освоение расчетной лесосеки, %

19,9

22

22,6

29,4

36,6

24,5

147,74

166,36

108,41

Объем отгруженной продукции, млрд. руб.

23,2

24,7

29,6

26,27

24,68

28,43

113,23

99,92

96,05

Заготовка древесины, млн. м3

15,43

17,37

17,53

13,4

15,29

16,35

86,84

88,03

93,27

Деловая древесина млн. м3

11,36

13,25

14,44

10,94

12,23

13,58

96,30

92,30

94,04

Пиломатериалы. млн. м3

2,58

2,93

3,01

2,29

2,25

2,58

88,76

76,79

85,71

 

Как видно по данным таблицы – план по освоению расчетной лесосеки за анализируемые периоды выполнялся, но в большей степени в 2014 году.

При этом план по объемам отгруженной продукции не выполняется в 2014 году (на 0,08 %) и в 2015 году (на 3,95 %), а в 2013 году наблюдалось перевыполнение плана на 13,23 %. План по заготовке древесины в каждый из периодов не выполнялся: 2013 год – на 15,16 %, 2014 год – 11,97 % и в 2015 году – 6,73 %,  наблюдается положительная динамика.

Основной составляющей заготовок древесины является деловая древесина, план по которой также не выполняется по всем периодам: 2013 год – 3,7 % невыполнения плана, 2014 год – 7,7 %, 2015 год – 5,96 %. А по пиломатериалам процент невыполнения достаточно высок: 2013 год – 11,24 %, 2014 год – 23,21 % и 2015 год – 24,29 % [2].

Высокие показатели невыполнения плана свидетельствуют:

1) о завышении планируемых показателей, не соответствующих действительности;

2) о недостаточной оснащенности учреждений оборудованием и механизмами для выполнения работ;

3) о  различных помехах и проблемах, возникающих в процессе выполнения работ.

Грамотный подход к планированию в совокупности с анализом существующих данных за прошлые периоды позволяет оценить слабые места и найти пути к разрешению возникающих проблем. Благодаря соблюдению системы лесного планирования возможно добиться увеличения существующих показателей работы лесничеств, а также повысить показатели выхода лесопродукции более высокого качества и сортности, из которой, в дальнейшем возможно получение и производство продукции с большей величиной добавочной стоимости. Доход, полученный от реализации данной продукции, может быть инвестирован в проведение мероприятий по освоению труднодоступных лесов, строительству лесовозных дорог, заготовку качественного сырья, развитие технологий сохранения лесов и в новую продукцию.

 

Список использованных источников

1. Петров, В. Н. Организация, планирование и управление в лесном хозяйстве [Текст] / В. Н. Петров.  С-Пб.: Наука, 2010. 416 с.

2. Электронный ресурс: Распоряжение об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие лесного комплекса Красноярского края на 2013 – 2015 годы» // режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465801285

3. Электронный ресурс: Распоряжение об утверждении Концепции развития лесного комплекса Красноярского края на период до 2018 года // режим доступа: www.krskstate.ru/dat/bin/docs_attach/45477_880_r.pdf