УДК 630

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

 

THE FORMATION OF THE DEVELOPMENT STRATEGY ON THE EXAMPLE OF MUNICIPAL ENTERPRISE OF THE CITY OF KRASNOYARSK

 

Тарасова В.В., Абакумова Ж.В. (Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск, РФ)

Tarasova V.V., Abakumova Z.V. (Siberian State Technological University, Krasnoyarsk, Russia)

 

Рассмотрены вопросы формирования стратегии развития предприятия.

Considered an economic evaluation of personnel management at the plant and suggest ways to improve it.

 

Ключевые слова: стратегия развития, SWOT- анализ, муниципальное предприятие

Key words: strategy development, SWOT - analysis, municipal enterprise

 

В хозяйственной практике современной России механизмы стратегического управления находятся в стадии становления. Стратегический анализ представляет собой управленческую деятельность, связанную с постановкой и реализацией долгосрочных целей, поддержанием эффективных взаимоотношений предприятия с их окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям [1,2]. Стратегический анализ занимает ключевое место в процессе развития предприятия. Грамотно проведенный стратегический анализ становится значимым конкурентным преимуществом предприятия, поскольку наделяет его актуальной и полезной информацией.

Предметом исследования является стратегический анализ и разработка стратегии развития муниципального предприятия. Объект исследования - МП «Управление зеленого строительства». Цель исследования: произвести оценку внешних и внутренних факторов, определяющих развитие организации.

Благоустройство и озеленение являются важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Организация работ по озеленению и благоустройству г. Красноярска осуществляется муниципальным предприятием МП «Управление зеленого строительства». Это муниципальное коммерческое предприятие входит в систему жилищно – коммунального хозяйства, подчиняется Департаменту городского хозяйству. МП «УЗС» является основным исполнителем заказов администрации города по строительству и эксплуатации объектов озеленения. Данное предприятие было зарегистрировано 15 июня 1994 года. Миссия предприятия: качественное и быстрое выполнение работ по озеленению и благоустройству города Красноярска.

Стратегический анализ не только создает условия для выхода на рынок, но и способствует закреплению позиций предприятия на рынке, расширению продаж, быстрому изменению характеристик продукции под влиянием технологических достижений и требований потребителей. Одним из наиболее распространенных методов, связывающих оценку внешних и внутренних факторов, определяющих развитие организации, является SWOT-анализ [1,2]. В таблице 1 рассмотрим матрицу SWOT- анализа предприятия.

 

Таблица 1 – Матрица SWOT- анализа МП «Управление зеленого строительства»

SWOT-анализ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1.  Квалифицированный персонал

2.  Стабильное качество выполняемых работ

3.  Наличие муниципальных заказов

4.  Широкий спектр выполняемых услуг

5.  Хороший имидж предприятия

1.    Высокая текучесть рабочих кадров

2.    Нехватка рекламы

3.    Небольшое количество договоров со сторонними организациями.

4.    Отсутствие системы стратегического планирования

5.    Пренебрежение маркетинговыми подходами

Возможности (О)

SO - стратегии

WO - стратегии

1. Повышение спроса на рынке услуг.

2.Увеличение номенклатуры сбыта 

3. Увеличение покупательной способности населения

4. Применение новых технологий

1.  Завоевание рынка на краевом уровне

2.  Увеличение доли рынка

3.  Расширение собственной сбытовой сети

 

1.    Создание и распространение рекламно -информационных материалов о предприятии

2.    Расширение ассортимента древесной и цветочной продукции

3.    Создание службы маркетинга и более активное использование маркетинговых подходов в своей деятельности

Угрозы (Т)

SТ - стратегии

WТ - стратегии

1. Появление новых конкурентов

2. Введение государственных ограничений

3. Рост цен

 

1.  Модернизация основных фондов

2.  Контроль  за использованием денежных средств

3.  Уменьшение доли постоянных издержек в структуре цены

4.  Предоставление большего объема услуг

1. Расширение каналов товародвижения

2. Создание системы обратной связи с клиентами

3. Повышение уровня организации управленческого учета

 

 

Полученные выводы являются основой для разработки рекомендаций и стратегий дальнейшего развития МП «Управление зеленого строительства». Каждое предприятие, работая в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации должно не только концентрировать внимание на своей внутренней среде, но и вырабатывать стратегию долгосрочного развития, которая позволит ему успевать за изменениями, происходящими в его внешнем окружении. Для разработки портфеля стратегий предприятия необходимо определить, к каким категориям услуг и товаров с точки зрения стратегии дальнейшего развития предприятия каждый из анализируемых видов услуг и товаров относится. Основные виды услуг и продукции рассмотрены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Данные о положении основных видов услуг и  продукции предприятия

Наименование

товарных групп

Объем

дохода, тыс.руб 2013 год

Объем дохода, тыс.руб 2014 год

Относительная доля рынка

Темп прироста рынка

1. Устроено газонов и скверов

142871

8083

0,04

-0,9

2. Посажено деревьев и кустарников

16328

2694

0,01

-0,8

3. Обслуживаемая площадь ОВБ

224512

226311

7

0,008

4. Реализовано цветов

24492

32330

0,14

0,32

Итого:

408203

269418

 

 

 

Анализируя данные таблицы 2 можно сказать, что продукция предприятия имеет рыночную долю товаров соответствующую: Услуги предприятия по устройству газонов и посадке деревьев и кустарников – «Собаки», так как: 1) не приносят денежного дохода, не способствуют экономическому росту; 2) товар не имеет ни большой доли рынка, ни высоких темпов роста. Услуга по реализации цветов – «Звезды», поскольку: 1) приносят денежный доход, способствуют экономическому росту; 2) приносят определенную прибыль, которая уходит на укрепление собственной позиции на рынке. Услуга по обслуживанию объектов внешнего благоустройства (ОВБ) – «Дойные коровы», так как: 1) в незначительной степени способствуют экономическому росту, приносят прибыль; 2) высокая доля рынка является причиной больших преимуществ в области затрат; 3) высокая прибыль обуславливает финансирование других стратегических производственных единиц. «Трудные дети» у предприятия не выявились.

По результатам стратегического анализа МП «Управление зеленого строительства» целесообразно предложить стратегию маркетинга, а именно рекламную компанию. Применительно к данному предприятию, реклама сможет решить следующие задачи: продажа товара; распространение знаний о предприятии, его истории, достижениях, клиентуре; формирование положительного отношения к предприятию со стороны потребителей; поддержание положительных эмоций у лиц, пользующихся услугами предприятия; привлечение новых клиентов (таблица 3).

 

Таблица 3 – Рекомендуемые средства рекламы

Наименование

вида рекламы

Регулярность выхода

Действующие расценки, руб/слово, 1 мин. Эфирного времени и т.п.

Затраты на рекламу, руб

1. Реклама в прессе

1.1.Журнал  «Шанс»

1 раз

 в месяц

Линейный  размер рекламы 83x241 – 7600р.

7600

1.2.Газета «Городские новости»

1 раз

в месяц

Линейный размер рекламы 83x119 – 5100р.

5100

2. Реклама на радио

2.1. «Авто-Радио»

10 раз в день

Рекламный ролик 30 секунд.

285000

3. Реклама в интернете

3.1 Усовершенствование сайта

Разово

от 49 990 руб.

50000

4. Рекламные щиты

25 шт. на 1 месяц

26000р в месяц за 1 шт

650000

5. Реклама на телевидении «Первый канал»

1 раз в день

25 сек. ролик

с пн. по пт.

1730 руб./секунда

865000

Итого:

 

 

1862700

Таким образом, при разработке портфеля стратегий предприятия было выявлено, что рациональнее всего использовать стратегию маркетинга. Были произведены расчеты затрат на рекламу, которые составили 1862700 руб.

 

Список использованных источников

1. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. М.: Издательство Юрайт, 2014. 500 с. Серия: Магистр.

2. SWOT анализ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.swot-analysis.ru