УДК 330.322

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕСРПЕКТИВЫ

 

INVOLVEMENT OF INVESTMENTS TO THE FOREST COMPLEX OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

 

Тулупникова Ю.В. (Университет «Синергия», г. Москва, РФ)

Tulupnikova Y.V. (University “Synergy”)

 

Рассмотрены вопросы, связанные с возможностями финансирования лесного комплекса России, в том числе за счет стимулирования привлечения частных инвестиций в отрасль

The results of studying the opportunities of funding of Russian forest complex, including by means of stimulation of private investments to this sector

 

Ключевые слова: инвестиции, финансирование, государственно-частное партнерство, приоритетные инвестиционные проекты, развитие

Key words: investments, funding, public-private partnership, priority investment projects, development

 

Согласно прогнозу развития лесного сектора РФ до 2030 года, подготовленному продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, потенциал российского лесного сектора далеко не исчерпан. Россия имеет свыше 20% мировых лесов, но ее доля в мировой торговле лесоматериалами составляет лишь 4%. При этом свыше половины экспорта приходится на круглый лес и пиломатериалы (54%). Леса занимают более половины территории страны, однако доля лесного сектора в ВВП составляет лишь 1,3%, в промышленной продукции – 3,7%, в занятости – 1%, а в экспортной валютной выручке страны – 2,4%. Все эти факты свидетельствуют о том, что громадный лесной потенциал страны существенно недоиспользуется. Возможности и перспективы лесного сектора явно недооцениваются экономической политикой государства и политическим руководством страны, и сам лесной сектор не является приоритетом национальной экономической политики.  [1, с. 8-9]

Существует множество проблем, связанных с развитием лесной отрасли: неэффективная систему государственного управления лесами, высокий износ основных производственных фондов, несовершенные механизмы распределения и расходования субвенций при низкой доходности лесного сектора экономики, отсутствие развитой инфраструктуры, «серые» и «черные» схемы заготовки леса, сезонность, высокая стоимость услуг в области энергетики и логистики [2]. Перечисленные проблемы являются системными и требуют кардинальных изменений в системе управления отраслью. Но наиболее актуальной проблемой в современных условиях является недостаточный уровень инвестирования лесной сферы, а инвестиции, направляемые в лесное хозяйство, в настоящее время не содействуют его модернизации.

За последние 10 лет финансирование сократилось в 15 раз. Объем средств, выделяемых на финансирование лесного хозяйства РФ, в 2015 году составил 31 млрд руб., что на 4% меньше, чем годом ранее [3]. Эффективность расходования денежных средств невысока ввиду использования технологий лесоуправления, а также технологий защиты, охраны и воспроизводства лесов, разработанных на основе требований законодательства 80-х годов прошлого века и в соответствии с отраслевыми стандартами 70-80-х годов.

Безусловно, лесная отрасль испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах. Сегодня требуется увеличение объема средств, направляемых в отрасль, приблизительно в 2‑3 раза, в зависимости от направления [4]. Нехватка дополнительных финансовых ресурсов ощущается практически по всем содержательным направлениям системы охраны, защиты и воспроизводства лесов. Также необходимо существенное увеличение финансирования работ по лесоустройству, постановке лесных участков на кадастровый учет. Также нужны инвестиции в строительство лесных селекционно‑семеноводческих центров, средства на приобретение лесопожарной техники, авиационных судов и т.д.

Дополнительная потребность в финансовых ресурсах для развития лесного комплекса прописана в обосновывающих материалах к Государственной программе «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы. Однако существенных вливаний в отрасль пока не ощущается. При этом правительством уже приняты отдельные решения по выделению средств на приобретение лесопожарной техники и ряд других мероприятий, но, к сожалению, для лесной отрасли это «капля в море».

Существуют возможности для дополнительной поддержки отрасли в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Интересным и востребованным направлением ГЧП может стать строительство магистральных лесовозных дорог. Эти транспортные пути помимо своего целевого назначения (вывозки древесины) могут использоваться и другими экономическими субъектами, а также в целом для нужд лесного хозяйства. Для реализации данного направления возможно использование такого института отношений как концессия, тем более что необходимая законодательная база уже имеется. Что касается субсидирования мероприятий по воспроизводству лесов, то в этом направлении ведется активная работа, есть перспектива положительного решения вопроса об увеличении финансирования.

Понятно, что только за счет господдержки обеспечить развитие отрасли невозможно. Основной задачей российского правительства является повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса. Новый Лесной кодекс, программа льгот и преференций для инвесторов-лесопромышленников – основные мероприятия по созданию благоприятных условий для инвестиций. Кроме того, запущен механизм по повышению экспортных пошлин на необработанную древесину, которые становятся фактически запретительными.

Отрасль является малопривлекательной для инвесторов из-за комплекса проблем, связанных с нестабильностью и рисками. Показатели работы действующих лесозаготовительных предприятий далеко не всегда оказываются положительными, что губительно сказывается на имидже отрасли для инвесторов. В частности, некоторые приоритетные инвестиционные проекты столкнулись с проблемой получения древесного сырья. По причине транспортной недоступности большого числа лесных участков в стране нет условий для полного освоения расчетной лесосеки, и это является сдерживающим фактором развития лесопромышленного комплекса.

Инвестиции в переработку древесины выгодны в регионах с транспортно доступным объемом расчетной лесосеки. В то же время при инвестировании в освоение лесных ресурсов в регионах без транспортно доступного объема расчетной лесосеки инвесторов ожидают дополнительные затраты на строительство сети лесных дорог. Альтернативой инвестициям в устройство лесных дорог могут стать инвестиции в интенсивное лесное хозяйство. Но инвестиции в строительство сети лесных дорог и интенсивное лесное хозяйство находятся в зоне риска, т.к. пока не созданы механизмы учета инвестиций в лесные ресурсы, собственником которых является государство.

Нормальному развитию инвестиционного процесса в лесном комплексе препятствует сложное состояние лесной отрасли. Лесная отрасль вынуждена в условиях сильной конкуренции с зарубежными предприятиями одновременно обеспечивать восстановление потребляемых лесных ресурсов, обеспечивать рост объемов производства продукции и снижать экологическую нагрузку на окружающую среду. Препятствием являются еще и экологические нормативы, которые с каждым годом становятся все более жесткими в связи с глобальными изменениями климата и среды жизнедеятельности, а законы конкуренции на рынке и в сфере производства требуют роста качества продукции и уменьшения затрат на ее производство.

Значительно сократилась доля заготовки леса и вывоза на мировой рынок: если еще 15 лет назад в отрасли лесозаготовительного производства и вывоза на мировой рынок Россия занимала второе место, на сегодняшний день - только девятое. В связи с этим правительство стало активно заниматься привлечением инвестиций. Ежегодная потребность в инвестициях в лесную отрасль составляет 120 млрд руб. и покрывается лишь на 40%. [5]

Единственным российским банком, прямо заявившем о согласии инвестировать в лесную отрасль, стал Внешторгбанк, разработавший программу финансирования, по которой было выделено 600 млн долл. При этом, несмотря на огромные объемы лесного богатства, перспективы роста и низкую стоимость производства, объемы иностранных инвестиций остаются крайне низкими.

Говоря о механизмах стимулирования частных инвестиций, мы неизбежно подходим к системе мер государственного регулирования. Безусловно, главным стимулом увеличения инвестиций в отрасль являются гарантии государства. Речь идет о создании системы, обеспечивающей стабильность условий деятельности и правил поведения в лесном комплексе.

Одним из перспективных подходов является продвижение инвестиционных проектов в лесном комплексе. Нормативно меры государства закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». В число приоритетных могут войти проекты с объемом инвестиций не менее 300 миллионов рублей. При этом проект должен быть прибыльным с оптимальным сроком окупаемости. Для государства также важно, чтобы лесные участки, переданные в аренду под проекты, использовались максимально эффективно, а создаваемые предприятия вносили финансовый вклад в бюджет страны в виде налогов и арендной платы.

Для реализации приоритетных инвестиционных проектов государство предоставляет предпринимателям неналоговые льготы. По своей сути подход, связанный с реализацией приоритетных инвестиционных проектов в лесном комплексе, является элементом ГЧП. В дальнейшем основной задачей со стороны государства станет укрепление данного финансового института и его адаптация к постоянно меняющимся рыночным условиям.

Одно из направлений, которое способно показать заметный рост и повести за собой другие секторы экономик леса в ближайшей перспективе, а значит, оказаться инвестицинно привлекательным, - это производство плитных материалов, включая фанеру, а также топливных гранул. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов научные разработки, которые могут привести к замене этой продукции товарами субститутами. Вообще появление новейших разработок в сфере использования древесных материалов и их внедрение в производство выступает важным фактором развития отрасли. Последние изменения, внесенные в документ, определяющий меры поддержки приоритетных инвестиционных проектов, направлены на стимулирование комплексной переработки древесины, причем акцент сделан на развитие биоэнергетики. Это направление имеет очень хорошие перспективы и также должно стать одним из драйверов развития лесного сектора экономики России.

 

Список использованных источников

1.     http://www.fao.org/docrep/016/i3020r/i3020r00.pdf

2.     Казакова О.А. Проблемы развития лесного хозяйства России. URL: http://izdatelstvo.isea.ru/epm/dl.ashx?id=2529

3.     Состоялось Всероссийское совещание «Основные итоги работы лесного хозяйства в 2014 г. и задачи на 2015 г.» (опубликовано 08.04.2015). URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/media/monitoring/1248

4.     Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы». URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/e82/GP_2013-2020.pdf; http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/fcp/prezentatciya.pdf

5.     Шаханова Т. В вопросе использования лесных ресурсов необходим взвешенный подход (опубликовано 12.09.2014).  URL: http://www.lesvesti.ru/news/view/8023/

6.     Стрыгина Н.В., Зиновьева Е.С. Инвестиции в лесную отрасль. URL: http://www.rae.ru/forum2012/183/116