УДК 630*6

  ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ECOLOGICAL-ECONOMIC  ESTIMATION OF THE WOOD COMPLEX BY THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK REGION

 

Брезинская Л.В., Абакумова Ж.В.

(Сибирский государственный аэрокосмический университет, г.Красноярск, РФ)

Brezinsky L.V, Abakumova Z.V. (SibSAU, Krasnoyarsk, Russian Federation)

 

В статье дается эколого-экономическая оценка лесопользования на примере Красноярского края. Оценивается уровень рациональности использования лесных ресурсов методом бальной оценки.

In this article the ecology -economic estimation of  the wood complex is given  by the example of the Krasnoyarsk region. The level of rationality of use of wood resources is estimated by a method of a ball estimation.

 

Ключевые слова: экология, лесничество, финансирование

Key words: Ecology, forest area, financing

 

В настоящее время площадь земель, покрытых лесной растительностью в России составляет менее половины поверхности суши, достигнув минимального предела, при котором еще возможно устойчивое функционирование биосферы. Устойчивое развитие применительно к лесному комплексу означает непрерывное,  неистощительное лесопользование, а также стабильность функционирования предприятий лесного комплекса.

Лесная отрасль является одной из ведущих в Красноярском крае, соответственно устойчивое развитие ее предприятий выражается в показателях занятости населения, выпуска продукции, производства работ, оказания услуг  и предполагает рациональное использование лесных ресурсов. Рациональность  освоения лесного фонда  связана с его эколого-экономической оценкой, при которой определяются качественные и количественные показатели, характеризующие  природный потенциал лесных экосистем. Нами был проведен эколого-экономической анализ на примере типичного  лесничества, расположенного в Красноярском крае.

Одним из основных критерием экологичности леса является снижение ущерба  от пожаров, поскольку площадь погибших насаждений от лесных пожаров в России превышает ежегодную площадь вырубок [2,3].  В рассматриваемом лесничестве территория лесных земель, пройденная пожарами  превышает вырубки ежегодно на 2-5%.

Критерием экологичности также является сокращение лесонарушений. Нарушения природоохранного законодательства явление обычное. Неизменными на протяжении длительного периода времени остаются и меры по их устранению, которые применяют работники лесного хозяйства, сводящиеся    в основном к регистрации фактов лесонарушений. При этом размеры штрафов незначительны в сравнение с прибылью лесопользователей. Основной вид нарушений в лесном фонде лесничества - незаконная рубка, ущерб от которой за последние два года увеличился на арендуемых лесных участках почти в семь раз и составил в 2015году 1.1% от лесного дохода.

Другой  критерий устойчивого развития – уровень использования расчетной лесосеки, которая является одним из основополагающих понятий системы лесоуправления и определяет максимально доступный размер рационального пользования древесными ресурсами. На территории лесничества арендаторы фактически используют около 40% лесного массива. Это связано с тем, что в допустимом  объеме изъятия древесины мягколиственные породы составляют 49% и являются «экономически недоступными». Так же следует признать работу арендаторов по рациональному использованию лесов не эффективной, так как большая часть лесохозяйственных работ, предусмотренная  договором аренды, арендаторами не выполняется.

Экономическая оценка лесов должна основываться, прежде всего, на определении эколого-экономической доступности лесных ресурсов в целях их реального использования.

Величина «экономически возможного для освоения древесного сырья» определяется финансовыми средствами. Поэтому основным экономическим критерием является структура финансирования затрат на лесное хозяйство (таблица 1).

Таблица 1 -  Структура источников финансирования  КГБУ

Наименование показателя

Отклонение

тыс.руб.

 

2015/2014

Значение показателя по годам, %

2014

2015

Субвенции из федерального бюджета

(314)

97

56

Иные источники

5 429

-

44

Субвенции из субъекта РФ

(254)

3

-

Итого

4 900

100

100

 

Структура финансирования за анализируемый период изменилась. В 2014 году основной источник - федерального бюджета. В  2015 году  доля субвенций значительно снизилась за счет иных источников. Это объясняется тем, что с начала 2015 года, согласно поправкам в Лесной кодекс РФ [1], краевые лесничества перешли на работу в новом статусе - учреждения стали бюджетными (КГБУ).  Это позволило им обеспечивать исполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов через государственные задания. Государственное задание учреждение выполнено по большинству мероприятий и работ, имеется значительное не выполнение по рубкам прореживание (12%). Это связано с тем, что рубки прореживания не приносят доход, но имеют высокое экологическое значение.

В заключение работы оценим уровень рациональности использования лесных ресурсов на основании государственной, отраслевой и внутренней статистики данных лесничества за 2014-2015 года методом бальной оценки с учетом валентности   [2].

 

Таблица 2 – Оценка уровня рациональности лесопользования

Наименование показателя

Значимость показателя, ед.

Российская Федерация

Красноярский край

Лесничество

Лесистость, %

1

46,6

45,2

45,2

Запас, м3 / га

3

105

110

105

Площадь одного пожара, га

2

66,8

65

5,3

Площадь пожаров к покрытой лесом, %

2

0,2

9,7

0,07

Темп изменений к предыдущему году, %:

 

 

 

 

Лесовосстановление

1

106

115

650

Общий запас древесины

1

99,7

100,2

100

Количество баллов с учетом валентности

10

 

5

5

 

На основании данных таблицы следует отметить, что лесничество является типичным учреждением Красноярского края по уровню рациональности  использования лесных ресурсов.

Список использованных источников

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №265-ФЗ (с посл. изм. и дополнениями). Консультант Плюс.  [Электронный ресурс ] :   справочная правовая система.

2. Регионы России. Социально-Экономические показатели. - М.: Росстат, 2014, 2015. -1260 с.

3. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 20014году». -Красноярск, 2015.- 294 с.