УДК 630

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

 

Малашевич Д.Г., Дашкевич Е.А. (Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь)

Malashevich D.G., Dashkevich D.G. (Belarusian State Technological University)

 

В статье представлена характеристика  отрасли лесное хозяйство Республики Беларусь, современное состояние, инвестиционная деятельность и стратегические направления развития.

The article presents the characteristics of the industry of Forestry, current status, investment and strategic direction.

 

Ключевые слова: лесное хозяйство, инвестиции, эффективность

Key words: Forestry, investment, efficiency

 

Лесное хозяйство Республики Беларусь – это развивающаяся отрасль национальной экономики, которая не только обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в древесных и других продуктах леса, но и выполняет важные экологические и социальные функции.

Общая площадь лесного фонда Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2016 составляет 9549,2 тыс. га, покрытые лесом земли занимают 8239,8 тыс. га. Лесистость – 39,7 %. Доля охраняемых и защитных лесов от общей площади лесного фонда составляет 52,2 %. Общий запас древесины составляет 1739 млн. м3, на одного жителя Республики Беларусь приходится 183 м3/чел. Вклад лесного сектора в ВВП оценивается в 2,7 %.

Основной лесообразующей породой в лесном фонде республики является сосна, занимающая 50,6 % покрытых лесом земель, береза – 23,2 %, ель – 9,3 %, ольха черная – 8,6 %, дуб – 3,4 %. На долю остальных пород приходится 4,9 % покрытых лесом земель. Искусственно созданные леса занимают 23,9 %.

С каждым годом улучшаются  качественные показатели лесов: запас на 1 га возрос с 2009 года на 15 м3 и составляет 212 м3/га, средний возраст увеличился с 50 до 54 лет. С 1991 года происходит постепенное выравнивание возрастной структуры  лесов, причем доля спелых  древостоев, являющихся базой лесозаготовок, составила на 01.01.2016 года  16 %.

По оценкам Государственного лесного кадастра по состоянию на 01.01.2016 года стоимость стволовой древесины составила 5,4 млрд. долл. США, а с учетом пищевых, кормовых ресурсов и лекарственного сырья стоимость лесных ресурсов составила 12,2 млрд. долл. Положительная динамика показателей лесного фонда является результатом рациональной, эффективной, целенаправленной лесной политики, проводимой в Республике Беларусь.

Лесной фонд республики Беларусь находится в ведении семи лесофондодержателей. Основная площадь (88 %) находится в ведении юридических лиц, ведущих лесное хозяйство в составе Министерства лесного хозяйства (98 лесхозов); 7,9 % – в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь; 2,3 % – в ведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. На долю каждого из остальных лесофондодержателей приходится менее 1 % площади лесного фонда.

В настоящее время совершенствуется нормативно-правовая и техническая база лесного хозяйства с учетом развития современных методов, технологий и технических средств в отрасли. В 2014 году был утвержден Стратегический план развития лесного хозяйства на период с 2015 по 2030 годы, который был разработан в целях формирования высокопродуктивных и устойчивых лесов, сохранения и эффективного использования их биологического и ландшафтного разнообразия с учетом климатических изменений и интересов «зеленой» экономики, многоцелевой и комплексной системы.

В 2015 году был принят  новый Лесной кодекс, который учитывает интересы не только потребности экономики в лесных ресурсах, но и экологические требования использования природных ресурсов, а также социальные требования к лесам, т.е. возможность использовать леса в рекреационных целях гражданами страны с учетом принципов устойчивого (рационального) управления лесами.

Нормами Лесного кодекса предусмотрены некоторые изменения в ведении хозяйственной деятельности, такие как:

-    установление приоритета лесовосстановления над лесопользованием (внесена дополнительная глава, которая значительно усиливает требования по воспроизводству лесов, семеноводству лесных растений, выращиванию посадочного материала);

-    значительное усиление требований по охране лесов (на территории лесного фонда вводятся запреты на складирование снега, содержащего песчано-солевые смеси, противоледные реагенты, мойку транспортных средств, размещение скотомогильников, устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных, складирование удобрений, загрязнение лесов сточными водами, химическими и иными веществами, размещение отходов);

-    изменение классификации лесов в зависимости от выполняемых лесами функций (по аналогии с развитыми странами упраздняются группы лесов, категории защитности лесов (было 15), особо защитные участки леса (было 18), взамен этого вводятся 4 категории лесов: природоохранные леса, рекреационно-оздоровительные леса, защитные леса, эксплуатационные леса;

-    стимулирование развития рынка лесных услуг (усовершенствованы вопросы привлечения граждан и организаций для оказания услуг по проведению лесохозяйственных мероприятий и лесопользованию на основании гражданско-правового договора.)

Лесная сертификация осуществляется в соответствии с требованиями международной схемы Лесного попечительского совета (FSC) – сертифицирован 81 лесхоз (81,6 % всего лесного фонда Министерства лесного хозяйства) и в рамках Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, признанной Общеевропейским советом по лесной сертификации (PEFC), сертифицированы 95 лесхозов Министерства лесного хозяйства.

Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь разработаны  го-сударственные и отраслевые программы с целью решения проблемных вопросов развития лесного хозяйства, повышения его вклада в экономику республики, повышения собственных доходов за счет более эффективного использования ресурсного потенциала лесов.

Реализация мероприятий государственных и отраслевых программ невозможна без привлечения инвестиций. Источниками инвестиций являются собственные средства лесхозов, заемные средства в виде кредитов банков, лизинг, средства республиканского бюджета (только строительство лесных дорог). Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в лесном хозяйстве являются: техническое перевооружение лесохозяйственного, лесозаготовительного и деревообрабатывающего производств, строительство лесохозяйственных дорог, создание и развитие инфраструктуры по заготовке и доставке древесного топлива в республике, развитие инфраструктуры охотничьего хозяйства, жилищное строительство.

Лесовосстановление, охрана от пожаров и болезней леса. За последние 5 лет в результате работы в области воспроизводства лесов площадь покрытых лесом земель увеличилась на 375,6 тыс. га увеличилась лесистость с 38 % до 39,7 %.

Основные объемы инвестиций  использованы на приобретение техники для подготовки почвы, ухода за лесными культурами, техническое переоснащение и развитие инфраструктуры питомнического хозяйства, строительство новых питомников и теплиц в целях выращивания посадочного материала для создания лесных культур, декоративного посадочного материала, выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой. В результате лесное хозяйство обеспечено полностью собственным посадочным материалом, ежегодная реализация на экспорт составляет 33 млн. шт., в целом питомническое хозяйство является окупаемым.

В лесхозах отрасли завершен переход на выращивание крупномерного посадочного материала ели европейской для создания с его использованием всех лесных культур данной древесной породы. Применение крупномерного посадочного материала ели обеспечивает экономию финансовых средств на проведение уходов, сокращает сроки выращивания.

С 2015 года в отрасли начато активное внедрение технологий по созданию и дополнению лесных культур посадочным материалом с закрытой корневой системой.

Также инвестиции направляются в создание автоматизированной системы слежения и раннего обнаружения лесных пожаров дистанционными методами с использованием современных средств видеонаблюдения, навигационных систем и информационно-коммуникационных технологий. Осуществляется техническое переоснащение пожарно-химических станций лесхозов. Особую актуальность в 2015 году приобрели трансграничные пожары на рубеже с Украиной, которые составили 58 % от общей площади пожаров.

Строительство лесных дорог.  В лесном хозяйстве за 2011-2015 годы построено и введено в эксплуатацию 570,1 км лесных дорог, причем 75,6 % расходов за счет собственных средств. Строительство дорог в республике позволяет дополнительно заготавливать более 2,8 млн. м3 древесины в год, своевременно вести лесовосстановительные работы и  необходимый уход за лесом, обеспечивает эффективную борьбу с пожарами и вредителями леса, способствует более полному использованию побочных продуктов леса. Экономия на транспортных расходах составляет 5-7 %. В большинстве случаев лесохозяйственные автодороги являются одновременно дорогами общего пользования, связывающими сельские населенные пункты, поэтому  имеют важное значение для развития сельской местности.

Лесозаготовительное производство. В лесхозах Республики Беларусь организовано комплексное лесного хозяйства. В целях повышения доходности с 2013 года в отрасли начался переход на реализацию древесины только в заготовленном виде, что обеспечивает максимальный экономический эффект по сравнению с продажей  леса на корню. Создан рыночный механизм обеспечения деревообрабатывающих предприятий древесным сырьем, основанный на обязательной продаже древесины в заготовленном виде на биржевых торгах.

Накопление запасов спелой древесины в лесах республики Беларусь, внедрение передовых технологий лесозаготовок, оснащение организаций современной специализированной операционной техникой и увеличение объемов строительства лесных дорог создают предпосылки для увеличения ежегодных объемов заготовки древесины. В Республике Беларусь созданы условия для развития рынка услуг и контрактных отношений по лесозаготовкам, организации совместных и иностранных предприятий для оказания услуг по заготовке древесины. Во всех лесхозах завершена организация лесопунктов в качестве отдельных структурных подразделений.

В 2015 году в лесах Министерства лесного хозяйства заготовлено 17,2 млн. м3 древесины, в том числе 13,5 млн. м3 заготовлено лесхозами (78%), при этом 46 % древесины заготавливается многооперационной техникой. Помимо лесхозов республики, которые являются основными лесозаготовителями в стране, этой сферой деятельности занимаются и другие организации, частные компании, индивидуальные предприниматели. Уже сегодня к этому направлению проявляют интерес лесозаготовители из стран Балтии, дальнего зарубежья и белорусские компании.

Переработка древесины. Реализация инвестиционных проектов в деревообработке позволяет расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции, создать дополнительные рабочие места в малых городах и сельской местности, вовлечь в переработку невостребованную в республике древесину, повысить эффективность использования лесосырьевых ресурсов. Создание экспортоориентированных производств по выпуску древесных брикетов, гранул (пеллет) и другого прочего твердого топлива увеличивает выручку от реализации продукции, обеспечивает не только снижение доли импортируемых энергоресурсов, но и повышает энергоэффективность экономики и уровень энергетической безопасности страны. Созданные мощности по производству местных видов топлива в лесхозах отрасли позволят к 2017 году заменить импортируемые энергоносители на местные виды топлива в объеме 1,5 млн. м3 или 450 тыс. тонн условного топлива, обеспечить бесперебойную работу действующих и создаваемых энергоисточников, работающих на древесном топливе.

Охотничье хозяйство. В настоящее время достигнута окупаемость охотничьего хозяйства за счет расширения сферы туристических услуг, развития охотничьей инфраструктуры, включая строительство охотничьих комплексов. С каждым годом увеличиваются объемы, качество услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь и иностранным туристам.

Реализация всех вышеперечисленных  направлений повысила эффективность ведения лесного хозяйства. Доля бюджетных средств в расходах снизилась за 5 лет на 10% и составляет сейчас 30%, что соответствует мировому опыту и проценту  неокупаемых расходов на ведение лесного хозяйства, связанных с лесоустроительными работами, лесохозяйственными рубками (осветление, прочистка), лесовосстановлением и лесоразведением, лесной мелиорацией, противопожарными мероприятиями.

Таким образом,  лесное хозяйство Республики Беларусь решает государственные задачи в области воспроизводства, охраны и защиты лесов, рационального использования лесных и охотничьих ресурсов и вносит весомый вклад в обеспечение экономической, экологической и продовольственной безопасности страны.

Белорусская модель государственного управления комплексным лесным хозяйством  способствует повышению  эффективности  использования лесных ресурсов, развитию инфраструктура лесного фонда  и росту вклада лесного сектора в экономику страны.