УДК 338.47

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ: ЭКСПОРТ ЛЕСОПРОДУКЦИИ

 

DEVELOPMENT PROSPECTS NORTHERN SEA ROUTE: EXPORT OF FOREST PRODUCTS

 

Пирцхалава Н. Р. (Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск, РФ)

Pirtskhalava N. (Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russian Federation)

 

В данной статье подробно описаны перспективы развития Северного морского пути. Северный морской путь является частью российского Севера и имеет важное значение для России, обеспечивая её геополитические, экономические и оборонные интересы.

The article describes in detail the prospects for the development of the Northern Sea Route. The Northern Sea Route is part of the Russian North and is important for Russia to ensure geopolitical, economic and security interests.

 

Ключевые слова: Северный морской путь, экспорт, лесопродукция, лесные грузы, Арктическая зона.

Key words: The Northern Sea Route, export, wood products, timber shipment, the Arctic zone.

 

Северный морской путь (СМП) является главной и значимой судоходной магистралью страны, которая соединяет арктические регионы, влияя на развитие всего Крайнего Севера России. СМП соединяет европейские и дальневосточные порты, проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское) и частично Тихого океана - Берингово. Расстояние СМП от Карских ворот до бухты Провидения – 5 600 км., расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП – свыше 14 000 км., через Суэцкий канал – свыше 23 000 км [1,2]. СМП является значимым маршрутом при выборе наиболее рационального варианта организации транспортировки грузов морем. Но существует недостаток – продолжительность навигации от двух до четырех месяцев. Это обусловлено климатическими условиями и может быть устранено только благодаря работе ледокольного флота, тем самым повышая расходы на транспортировку грузов.

СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз оборудования, топлива, продовольствия, вывоз леса и природных ископаемых). В настоящий момент главная цель проходов по Арктике – использование СМП для экспорта российского сырья на азиатский рынок.

СМП может стать конкурентоспособным транспортным коридором по транспортировке определенных видов грузов. Это касается не только транспортировки российского сырья, добываемого в арктическом регионе, но и перевозки лесных грузов. Развитие СМП приведет к увеличению объема российских грузов и к увеличению российского экспорта, в том числе по новым маршрутам с более конкурентными ценами.

Рисунок 1 - Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути

Рисунок 2 – Прогноз грузооборота ОАО «Архангельский морской торговый порт»

 

Архангельский порт характерен круглогодичной навигацией, обрабатываемые грузы порта [3]:

1)    лесоматериалы, целлюлоза, картон;

2)    генеральные грузы;

3)    насыпные и навалочные грузы;

4)    металл;

5)    тяжеловесное оборудование;

6)    удобрения.

Прогноз развития грузооборота ОАО «Архангельский морской торговый порт» представлен на рисунке 2.

 

Таблица 1 – Морские арктические грузопотоки, тыс. т.

Наименование

Период

2010 год

2015 год

Завоз с запада в каботаже

1 225

1 350

в том числе уголь

90

110

наливные

460

510

Завоз с востока в каботаже

750

855

в том числе уголь

270

275

наливные

320

490

Внутриарктический каботаж

490

755

Вывоз из Арктики в каботаже

1 325

2 635

Транзит

100

150

Экспорт

1 345

1 625

Импорт

40

50

Всего по трассе СМП

5 275

7 420

в том числе наливные

1 360

2 130

уголь

610

685

лесные грузы

515

725

цветные металлы

620

620

руда

400

1 000

сера

400

70

прочие грузы

1 370

1 560

 

Годовые валютные транспортные затраты составляют около 250 миллионов долларов, а преимущества СМП для предприятий-экспортеров выражается в сокращении расстояния морской перевозки на 3-4 мили, чем через Суэцкий канал. При этом отпадают валютные транспортные затраты, которые связаны с транзитом грузов через иностранные государства. СМП сокращает расстояние транспортировки грузов от Мурманска до Владивостока около двух раз, экономия времени в пути по маршруту Гамбург-Иокогама составляет около 10 суток и Печенга-Иокогама для контейнеровоза около 12 суток. Перспективные объемы транспортировок в Арктике должны быть обеспечены атомными ледоколами, при условии продления ресурса судовых ядерных энергетических установок действующих атомных ледоколов, строительства двухосадочных ледоколов и атомного ледокола-лидера [4]. Вышеперечисленный состав атомного ледокольного флота должен обеспечить устойчивое и безопасное судоходство в Арктике в зимне-весенний период. Для комплексного развития СМП поставлены задачи [5]:

1)    обеспечение безопасного функционирования СМП в интересах экономики арктической зоны;

2)    защита интересов российского флота и укрепление безопасности России в Арктике;

3)    сохранение СМП как национальную единую транспортную магистраль России в Арктике;

4)    разработка и использование комплексной Арктической геоинформационной системы.

Арктическая зона, как часть российского Севера имеет важное значение для России, обеспечения её геополитических, экономических и оборонных интересов. Северный морской путь обладает мощным потенциалом для транспортировки определенных видов грузов, но он не может заменить все имеющиеся транспортные артерии.

 

Список использованных источников

1.      Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - Режим доступа: www.consultant.ru/document/

2.      Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - Режим доступа: www.consultant.ru/document/

3.      Динамика грузооборота ОАО «Архангельский морской торговый порт». [Электронный ресурс] / Архангельский морской торговый порт – Режим доступа: www.ascp.ru/

4.      Кузьменко С.Ю. Геоэкономические процессы в Арктике и развитие морских коммуникаций [Монография] / С.Ю. Кузьменко, В.С. Селин. - Апатиты: КНЦ РАН, 2014. -266 с.

5.      Башмакова Е.П. Транспортно-инфраструктурный потенциал Российской Арктики [Монография] / Е.П. Башмакова, В.В. Васильев. - Апатиты, ИЭП КНЦ РАН, 2013. -279 с.