УДК 630

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

 

STRATEGIC ANALYSIS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT ON THE EXAMPLE OF MUNICIPAL ENTERPRISE OF THE CITY OF KRASNOYARSK

 

Тарасова В.В.

(Сибирский государственный аэрокосмический университет, г.Красноярск, РФ)

Tarasova V.V. (Siberian State Technological University, Krasnoyarsk, RF)

 

Проведен анализ внешней деловой окружающей среды предприятия, занимающегося озеленением и благоустройством города Красноярска.

Аnalysis of external business environment wednesday company engaged in gardening and landscaping of the city of Krasnoyarsk.

 

Ключевые слова: внешняя деловая среда, муниципальное предприятие, озеленение.

Key words: external business wednesday, municipal enterprise, greening.

 

Одним их необходимых условий повышения конкурентоспособности предприятий на рынке является повышение качества разрабатываемых стратегий и принимаемых стратегических решений [1,2]. Исходным процессом стратегического управления обычно считается анализ внешней среды, поскольку обеспечивает базу для определения как миссии и целей предприятия, так и выработки стратегий поведения, позволяющих предприятию выполнить миссию и достичь своих целей.

Анализ внешней деловой окружающей среды включает два основных направления: анализ общей (дальней) окружающей среды и анализ специфической (ближней) окружающей среды [2]. Внешняя среда состоит из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими прямое отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентуры: поставщиками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Это факторы, которые не только сами оказывают влияние на предприятие, но и предприятие может влиять на них. Макросреда представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду и на само предприятие. Это факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера - неконтролируемые факторы, поскольку предприятие не может оказывать непосредственного влияния на происходящие явления.

Объектом исследования является МП «Управление зеленого строительства». Цель исследования - анализ внешней среды предприятия, которое организует и осуществляет работы по озеленению и благоустройству г. Красноярска.

Оценка совокупности факторов, составляющих микро - и макросреду деятельности МП «Управление зеленого строительства» представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Внешняя деловая окружающая среда предприятия

 

Предприятие г. Красноярска МП «Управление зеленого строительства» со специализацией «Благоустройство территорий: садово-парковые предприятия» относится к виду деятельности - Благоустройство. Основные потребители продукции (услуг) МП «Управление зеленого строительства» являются жители Красноярска. Основные конкуренты, производящие аналогичную продукцию и оказывающие аналогичные услуги (ландшафтный дизайн, благоустройство и озеленение): компания по благоустройству «Лэнд»; ООО «зеленые кварталы»; Садовая компания «Клен»; ООО «Флора Сибири»; Ландшафтное бюро «Экогарден». МП «Управление зеленого строительства» является основным исполнителем заказов администрации города по строительству и эксплуатации объектов озеленения. Предприятие выполняет следующие виды работ: текущее содержание и ремонт объектов озеленения; устройство газонов и скверов; цветоводство; охрана городских лесов; посадка деревьев и кустарников.

Для анализа макросреды в странах с экономикой переходного периода применяют форму PEST анализа, где на первом месте факторы политики и экономики [1,2]. В таблице 1 представлены отдельные факторы макросреды. Каждому фактору экспертным путём даётся оценка: важности для отрасли по шкале: 3 балла – сильная, 2 балла – умеренная, 1 балл – слабая важность. Влияния на организацию по шкале: 3 балла – сильное, 2 балла – умеренное, 1 балл – слабое, 0 баллов – не влияет. Направление влияния по шкале: +1 – позитивное влияние, -1 – негативное влияние. Далее все три оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности данного фактора [2].

 

Таблица 1 – Влияние факторов макросреды на деятельность предприятия МП «Управление зеленого строительства»

Наименование факторов среды

Важность для отрасли

Влияние на организацию

Направление влияния

Степень важности для организации

Политические факторы

1. Уровень стабильности политической обстановки

2

1

+1

+2

2. Позиции политических партий на выборах

2

1

+1

+2

3. Отношение государства к различным формам собственности

3

2

+1

+6

4. Характер отношения государства к отрасли

3

3

+1

+9

5. Уровень исполнения законов в стране

3

2

+1

+6

6. Законодательная база

2

2

+1

+4

7. Рост числа групп по защите интересов общественности

1

1

-1

-1

Экономические факторы

1.Общий уровень экономического развития

3

3

-1

-9

2. Система налогообложения и качество экономического законодательства

3

3

-1

-9

3. Уровень развития конкурентных отношений

3

2

-1

-6

4. Увеличение покупательной способности клиентов

2

3

+1

+9

5. Рост тарифов на электроэнергию, транспортных тарифов, экспортных пошлин

2

3

-1

-6

6. Уровень инфляции и безработицы

3

3

-1

-9

7. Инвестиционные процессы

3

2

+1

+6

8. Процентные ставки

3

3

-1

-9

9. Глобализация экономики

3

2

+1

+6

Социальные факторы

1. Количество потенциальных потребителей

3

3

+1

+9

2. Квалификационные характеристики рабочей силы

2

2

+1

+4

3. Менталитет и традиции

2

3

1

+6

4. Средний возраст потребителей

2

3

+1

+6

5. Средний доход населения

3

3

-1

-9

6. Динамика рождаемости и смертности

2

2

+1

+4

7. Миграционные потоки и их тенденции

2

2

+1

+4

8. Численность населения и темпы ее изменения

2

2

+1

+4

9. Плотность населения

2

2

-1

-4

Технологические  факторы

1. Появление технологических «прорывов»

3

3

1

+9

2. Уровень квалификации специалистов

2

2

-1

-4

3. Оснащенность оборудованием

3

3

-1

-9

4. Технология производства

2

2

1

+4

5. Развитие информационных технологий

3

3

+1

+9

6. Требования к научно-техническому уровню продукции

1

2

+1

+2

7.Уровень износа основных фондов

2

2

-1

-4

8. Уровень автоматизации производства

3

2

+1

+6

9. Ужесточение государственного контроля качества

3

3

+1

+9

 

Из данного анализа видно, что политические факторы – самая важная группа факторов отрасли. Развитие отрасли во многом зависит от политических процессов, протекающих в городе. Главная задача власти и бизнеса – добиться полной защищенности законных прав и интересов хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и исполнения ими всех требований федерального законодательства – с другой. Таким ярким примером отношения администрации к деятельности предприятия является реализация проекта по реконструкции берегов реки Качи, где выполнено берегоукрепление, построены водопереливные плотины, высажены деревья, устроены уютные скверы. Между ухоженных газонов с декоративными группами кустарников проложены дорожки, установлены скамейки, разбиты цветники. Горожане с удовольствием посещают набережную, где приятно погулять, зарядиться хорошим настроением у тихой красивой речки.

Как показал анализ - социальные факторы являются вторым по важности показателем влияния на отрасль. Несмотря на достаточно низкие темпы изменения, они заметно влияют на систему ценностей и модели поведения людей как потребителей. Если раньше озеленение города сводилось только к тому, что создавались скверы, цветники, клумбы, то сейчас на современном этапе требования и пожелания населения изменились. Это относится к вертикальному озеленению, созданию более сложных фигур и композиций из растений. На современном этапе благоустройству городов придается очень большое значение, это объясняется возрастанием благосостояния населения, повышением развития науки, техники, и культуры.

На третьем и четвертом месте по значимости оказались экономические и технологические факторы. Экономические факторы также имеют важное значение при оценке текущего и прогнозируемого состояния экономики предприятия, а поэтому должны постоянно диагностироваться. Изучение технологических факторов помогает учитывать изменения в технологии производства, создание новых видов техники. Таким образом, анализ внешней среды, создает базу для определения выработки стратегий поведения, позволяющих предприятию достичь своих целей.

 

Список использованных источников

1. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 500 с. — Серия: Магистр.

2. Моисеева Е.Е. Стратегический анализ и разработка стратегии развития предприятия: Учебное пособие для выполнения курсового проекта и самостоятельной работы обучающихся по магистерской программе «Производственный менеджмент» по направлению подготовки 080200.68 – Красноярск: СибГТУ, 2014.–  47 с.