УДК656.025.4

ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

 

IMPROVING THE PERFORMANCE OF TRANSPORTATION

 

Костяев В.И., Кулемин Е.А., Пещерских Е.А., Боброва А.А. (Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, гжевск, РФ)

Kostyaev V.I., Kulemin E.A., Peshcherskikh E.A., Bobrova A.A. (Kalashnikov Izhevsk state technical University, Izhevsk, Russia)

 

Рассмотрены вопросы по повышению производительности грузоперевозок на 20% путем назначения новых технико-эксплуатационных показателей

Considered the issues of improving productivity of freight transportation by 20% by the appointment of new performance indicators

 

Ключевыеслова: грузоперевозки, производительность, эффективность

Key words: freight transportation, productivity, efficiency

 

Любое автотранспортное предприятие, занимающееся перевозками, стремится наиболее эффективно использовать свои ресурсы. Экономическую эффективность можно определить как соотношение затрат и результатов функционирования АТП.

Эффективность грузовых перевозок автомобильным транспортом складывается из организации перевозочного процесса и технико- эксплуатационных показателей подвижного состава. Оценить эффективность можно объемом и качеством выполняемых работ [1].

Под производительностью грузового автомобиля понимается количество перевезенного груза в тоннах за единицу времени. Производительность, отнесенная к одному часу работы автомобиля, называется часовой производительностью [2].

Если автомобиль работает с постоянной нагрузкой, то его производительность за один час работы:

 ,

где  - часовая производительность автомобиля, т/ч;

 – фактическая загрузка автомобиля, т;

- число ездок с грузом.

Так как продолжительность цикла транспортного процесса складывается из времени движения автомобиля и времени простоя под погрузкой и разгрузкой, то, учитывая технико-эксплуатационные условия организации перевозки, время, затрачиваемое на один транспортный цикл, определяется выражением [1]:

 ,

где – время движения автомобиля, за один цикл, ч;

– время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, за 1 цикл, ч;

– длина ездки с грузом, км;

– коэффициент использования пробега;

– техническая скорость, км/ч.

Учитывая, что за каждую ездку перевозится максимальное количество тонн груза, производительность автомобиля:

где – номинальная грузоподъемность автомобиля, т;

– статический коэффициент использования грузоподъемности, т.

В настоящее время при анализе влияния технико-эксплуатационных показателей, определяющих перевозочный процесс, на производительность автомобиля применяется так называемый метод проб и ошибок. При этом методе, последовательно принимая один из показателей за переменную величину, оставляя остальные постоянными, устанавливают характер зависимости производительности от этого показателя.

Так как изменение технической скорости может происходить в значительно больших пределах, чем коэффициент использования пробега, то и степень влияния технической скорости на производительность автомобиля будет происходить различно, в зависимости от диапазона значений технической скорости. При малых значениях технической скорости ее изменение будет оказывать значительно большее влияние на изменение производительности автомобиля, чем при больших.

С увеличением времени простоя под погрузкой и разгрузкой производительность будет уменьшаться, асимптотически приближаясь к нулю, причем степень влияния на  будет тем меньше, чем больше значение времени простоя автомобиля.

Влияние изменения длины ездки с грузом на производительность автомобиля будет аналогично влиянию времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой [1].

Технико-эксплуатационные показатели, как переменные величины, оказывают влияние не только на производительность автомобиля, но и на другие показатели. Например, изменение грузоподъемности оказывает влияние не только на производительность автомобиля, но и на его простой под погрузочно-разгрузочными операциями, и на техническую скорость. Увеличение времени в наряде автомобиля увеличивает суточный пробег, увеличивая тем самым простой в ремонте, приходящийся на день работы. Ухудшение технического состояния автомобиля снижает время пребывания подвижного состава на линии и одновременно может снижать техническую скорость и т. д.

Повышение производительности автомобилей является одной из основных задач. Количественную оценку влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность подвижного состава можно получить методом характеристических графиков.

Характеристический график дает возможность определить наиболее рациональные методы повышения производительности автомобиля в данных конкретных условиях перевозок. Для этого все кривые наносят на график только в тех пределах изменения данного показателя, которых практически можно достигнуть. Линия АА на этом графике определяет постоянную производительность при заданных значениях различных показателей. Для того, например, чтобы определить, каким путем повысить производительность на 20 %, проводится линия ВВ, которая и определяет необходимый уровень повышения значения любого из эксплуатационных показателей [1].

Перед нами стояла задача повысить производительность грузоперевозок W на 20%  ООО «Ижевский Завод Керамических Материалов», расположенного по адресу  г. Ижевск, ул. О.Кошевого, 2, на стройку ЖК "Вдохновение 1" ФГУП "УССТ №8" ПРИ СПЕЦСТРОЕ РОССИИ, расположенного по адресу г. Ижевск, ул. Воткинское Шоссе, 1 А/Б, а так же назначить новые ТЭП при следующих исходных параметрах:

КАМАЗ 5410 – тягач с полуприцепом

 = 20 т;

 = 23,4 т;

 = 13,5 км;

 = 0,3 ч;

 = 0,75

 = 28,7 км/ч.

Рисунок 1 –Характеристический график

 

Вывод: для повышения производительности грузоперевозок на 20% необходимо повысить транспортировочную скорость с 28,7 км/ч до 38,5 км/ч, сократить время простоя с 0,3 часа до 0,15 часа, увеличить массу перевозимого груза с 23,4 т до  27,8 т, снизить среднесуточный пробег на 4 км.

 

Список использованных источников

1.    Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Куликов. М.: Горячая линия - Телеком, 2006. 560 с.

2.    Повышение эффективности грузовых автомобильных перевозок/ Волков В.С., Буторин Т.А., Филатов Г.М. // Научный журнал ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия Минобразования России». 2013. № 5.