УДК 629.113.001

ВОССТАНОВЛЕНИЕ КУЗОВА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ

 

RESTORATION OF THE BODY OF THE CAR

 

Пилюшина Г.А., Тёсов В.А. (Брянский государственный инженерно-технологический университет, грянск, РФ)

Piljushina G.A., Tyosov V.A. (Bryansk state engineering-technological university, Russia)

 

Рассмотрены вопросы, связанных с восстановлением повреждённых кузовов, применяемого инструмента и оборудования. Особое внимание уделено технологии правки деформированных элементов каркаса кузова.

The questions, the damaged bodies connected with restoration, the applied tool and the equipment are considered. The special attention is given technology of editing of the deformed elements of a skeleton of a body.

 

Ключевые слова: легковые автомобили, несущий кузов, правка кузова, коррозия, приспособление, стапель

Key words: the cars, a bearing body, body editing, corrosion, the adaptation, a building berth

 

Анализ деятельности станций технического обслуживания показал, что работы по ремонту кузовов составляют более 60% общего объема работ. При этом потребность в этом виде услуг продолжает расти.

Необходимость восстановления кузова вызывается повреждениями, возникающими в результате естественного износа деталей, старения материалов, коррозии и аварий.

Восстановление кузова автомобиля необходимо производить в автомастерских, оборудованных стапелями, позволяющими мастерам вернуть поврежденной детали автомобиля естественный вид, независимо от того, насколько сильно было полученное повреждение.

Процесс состоит из следующих этапов: диагностика и восстановление геометрии кузова машины, сварочные работы и рихтовка кузова, очищение деталей для последующей покраски, компьютерный подбор необходимого тона краски, покраска автомобилей и последующая полировка поверхностей.

От вида и характера повреждений зависит выбор технологии, которая позволит исправить возникшие деформации и поломки. Существуют различные способы восстановления кузова, которые используют различные системы: электронные, механические.

Электронная система функционирует при помощи специальной трехмерной геометрической модели, которая максимально воспроизводит реальные условия, а после этого сама автоматически предлагает анализ решения существующей неполадки, поломки или дефекта.

Механическая система немного сложней электронного метода и состоит из целого набора металлических держателей и линеек. Подобная система хороша тем, что она позволяет максимально точно изготовить нужную деталь. Такая механическая система содержит базу данных, обновление которой происходит регулярно каждые четыре месяца. Безусловно, что стопроцентные измерения можно провести только в условиях автосервиса при наличии качественного оборудования, но и правильно подобранный метод не разочарует полученными результатами. Всегда, используя разные методы, можно в итоге получить наиболее полную и точную картину.

При ремонте полную разборку кузова на детали не производят, поскольку он соединен различными видами сварки. При значительных повреждениях кузова от него отсоединяют агрегаты, узлы и детали, которые хранятся в специальных закрытых контейнерах или в специальном помещении на стеллажах. Если подлежит ремонту какая-то часть кузова автомобиля, то снимаются детали и узлы, мешающие доступу к месту ремонта.

Каркас кузова, двери, крылья, капот, крышку багажника восстанавливают правкой поврежденных мест, вырезанием разрушенных частей и заменой их новыми элементами.

При аварийном повреждении основания кузова или лонжеронов пола, а также в случае имеющихся затруднений в объективном определении объема предстоящего ремонта производится проверка геометрических параметров кузова в соответствии с требованиями [1].

Для выполнения качественного ремонта кузова автомобиля возникает необходимость применения специальных приспособлений, позволяющих полностью восстановить геометрию ремонтируемой детали.

При восстановлении кузова на стенде целесообразно использовать стапель (рис. 1) со специальными контрольными подставками, которые гарантируют правильное положение базовых точек кузова.

Стапель состоит из основания, устройства для правки кузовов легковых автомобилей, комплекта подставок и набора инструмента.

Крепление кузова автомобиля по контрольным точкам обеспечивается установкой комплекта сменных подставок, расположенных на поперечных балках. Сменные подставки обеспечивают возможность замены деталей кузова и используются в этом случае как базовые для определяющих основные габаритные размеры элементов кузова. Это позволяет также использовать стапель в качестве кондуктора для сварки. Для более надежного крепления применяются два зажима за отбортовку днища кузова. Балка 2 для правки закрепляется в любом месте по периферии опорной рамы клиновыми захватами.

Рычаг связан с балкой в двух точках при помощи шарнира через гидроцилиндр. Рычаг поворачивается в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Давление в гидроцилиндре создается насосом.

Ремонтируемый кузов устанавливают на соответствующие подставки и закрепляют на них, используя установочные пальцы и винты. На поврежденном участке закрепляется один из инструментов набора и соединяется цепью 6 с рычагом 1. Насос приводит в движение шток гидроцилиндра и рычаг 1, через цепь вытягивает смятые части кузова до нужных размеров.

Для окончательной правки отдельных элементов используются ручные инструменты. Если нельзя вытянуть и выправить некоторые детали, то их полностью заменяют, устанавливая по контрольным точкам стапеля с последующей сваркой. Стапель имеет небольшие габаритные размеры, отличается компактностью и мобильностью при производстве работ по сравнению с аналогичными стендами. Кроме того, он позволяет восстанавливать кузова с большими нарушениями геометрических размеров, которые ранее считали непригодными к восстановлению.

http://stroy-technics.ru/gallery/obsluzhivanie-avtomobilej-naselenija/image_5.jpg

1-рычаг; 2-балка для правки; 3- гидроцилиндр; 4-насос; 5-шарнир; 6-цепь; 7- подставка; 8-рама; 9 - зажим

 

Рисунок 1- Стапель для кузовов

 

Помятые участки на панелях дверей кузова ремонтируют разными способами в зависимости от места нахождения повреждения и его размеров. Для выправления небольших вмятин на наружной панели двери используют отверстия и монтажные люки во внутренней панели двери либо прокалывают бородком специальное отверстие. В имеющееся или полученное отверстие вставляют поддержку, отвертку или соответствующую ложку и выжимают вмятину до выравнивания поверхности наружной панели. При необходимости вмятину окончательно заравнивают припоем или пластмассой и зачищают заподлицо с основным металлом панели [2].

Если на наружной панели двери имеются большие вмятины, прогиб металла с растяжением, прогиб с острыми переходами или наличие трещин и разрывов, ее необходимо заменить. Для этого вырезают наружную облицовку при помощи ножовки, прорезного шлифовального круга, зубила или газовой горелки и снимают поврежденную панель. Затем правят каркас двери, заваривают разрывы и трещины, а при необходимости усиливают эти места. По имеющемуся шаблону вырезают заготовку новой панели и устанавливают ее на место. Прихватывают наружную панель в нескольких местах к каркасу и к оставшейся части панели при помощи сварки. Затем подгоняют и проверяют по дверному проему кузова. После этого окончательно приваривают новую часть панели при помощи газовой горелки. Полученные сварные швы на наружных поверхностях обрабатывают абразивными кругами, а затем окончательно выравнивают припоем или пластмассой. Для закрепления дверей при ремонте применяют стенды.

Капот, крышку багажника, брызговики и другие кузовные детали правят выколоткой и рихтовкой, заполнением неровностей припоем или пластмассой, а сильно помятые и проржавевшие участки заменяют новыми элементами. Прежде чем приступить к устранению перекоса кузова, определяют его величину, сравнивая поврежденное место с таким же неповрежденным, либо с помощью шаблона, изготовленного по форме проема в кузове, например, под ветровое или заднее стекло [2].

Некоторые виды погнутостей на дверях, крыше багажника исправляют при помощи винтовых струбцин с соответствующими подкладками. Имеющиеся или образовавшиеся в результате растяжки трещины и обломы заваривают, места сварки зачищают, после чего детали окончательно выправляют. Для увеличения прочности в местах трещин кузова приваривают накладки, изготовленные из листовой стали толщиной 1-2 мм и подогнанные по месту кузова с не лицевой стороны.

Весь процесс ремонта и сборки кузова автомобиля до окраски разделяют на отдельные операции. Последовательность операций сборки кузова зависит от конструкции и происходит в порядке, обратном разборке. Первоначально устанавливают отремонтированные металлические детали или новые запасные части, затем кузов окрашивают, выполняют противокоррозионное покрытие внутри и снаружи [3]. Окончательные операции по установке агрегатов, электрооборудования, обивки и арматуры выполняют после окраски кузова в основном на тех же рабочих постах, где производились разборочные операции.

Таким образом, использование специального оборудования и прогрессивных технологий при восстановлении поврежденных кузовов позволяет не только вернуть внешний вид, но и увеличить долговечность автомобиля.

Список использованных источников

1. РТА-1. 37.001.050-78 «Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания» [Текст]/Рук. техн. матер. НАМИ. 1978. № 38. С.56.

2. Восстановление кузова [Электронный ресурс]. - Дата обращения 7.04.2016.-URL: http://stroy-technics.ru/article/vosstanovlenie-kuzova-avtomobilya

3. Пилюшина, Г.А. Антикоррозионная защита кузова автомобиля [Текст]/ Г.А. Пилюшина, В.С.Афанасьев//Новые материалы и технологии в машиностроении. 2013. №17. С.130-134.