УДК621.822

ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

 

INCREASED WEAR OF BEARINGS AGRICULTURAL MACHINERY

 

Савинов Д.Н.

(Брянский государственный технический университет, грянск, РФ)

Savinov D.N.

(Bryansk State Technical University, Bryansk, the Russian Federation)

 

Применение эффективных технологий восстановления изношенных деталей существенно сокращает затраты на эксплуатацию узлов трения различных видов сельскохозяйственной техники и обеспечивает повышение ее работоспособности. Эффективным также может быть и использование для достижения этой цели запасных деталей из перспективных конструкционных материалов.

The use of efficient technologies restore worn parts significantly reduces the cost of operation of friction units of various types of agricultural machinery and     enhances its performance. It may also be effective, and the use to accomplish this   replacement parts from advanced structural materials.

 

Ключевые слова: подшипники скольжения, восстановление, напыление, изношенная поверхность.

Keywords: bearings, restoration, spraying, a wearing surface.

  

В результате применения ремонтных технологий себестоимость восстановления многих деталей составляет 60…80 % от себестоимости новых. В настоящее время разработка новых технологий ремонта изношенных деталей или совершенствование существующих восстановительных операций становятся еще более актуальными, потому что стоимость новых машин такова, что во многих случаях эксплуатирующие организации зачастую не имеют возможности их приобретения.

В конструкциях узлов трения сельскохозяйственной техники широкое распространение  получили детали из цветных металлов и сплавов, благодаря своим высоким антифрикционным свойствам, высокой коррозионной стойкостью, способностью выдерживать достаточно высокие скоростные режимы и значительные нагрузки [1,2].

Одним из видов восстановления деталей напылением является дуговое напыление (рисунок 1). При восстановлении деталей таким напылением возможно наносить на изношенную поверхность деталей слои толщиной до 0,8 мм.

При данном виде нанесения восстанавливающего слоя металл в виде двух электродных проволок расплавляется электрической дугой и под действием струи сжатого воздуха наносится на подготовленную восстанавливаемую поверхность.

Для обеспечения надёжной сцепляемости между деталью и нанесённым слоем с детали необходимо удалить оксидную плёнку и придать требуемую шероховатость восстанавливаемой поверхности.

К достоинствам предлагаемого способа относятся невысокая температура нагрева восстанавливаемой детали, не превышающие 150ºС, и пористость нанесённого покрытия, обеспечивающая достижение режима самосмазываемости восстановленного узла трения.

Обладает он и рядом недостатков, к которым относятся - значительный расход металла и высокая трудоемкость, связанная с необходимостью производить удаление оксидной плёнки и придавать поверхности необходимую шероховатость.

1 – источник питания, 2 – электродная проволока, 3 – изолированные ролики подачи проволоки, 4 – латунные направляющие, 5 – восстанавливаемая деталь, 6 –воздушное сопло, l –расстояние от восстанавливаемой поверхности до очага плавления дуги

Рисунок 1 – Принципиальная схема дугового восстановления узла трения.

 

Достаточно распространённым способом восстановления деталей напылением является газопламенное напыление. Сущность данной технологии восстановления заключается в том, что на предварительно подготовленную поверхность при помощи транспортируемого газа и продуктов горения наносится предварительно расплавленный горючим газом металл.

Существует два вида газопламенного напыления:

– проволочное, при котором проволока, подающаяся в горелку, расплавляется в пламени горючего газа, а затем, распылённая на мелкие частички сжатым воздухом, наносится на восстанавливаемую деталь (рисунок 2).

–порошковое газопламенное напыление, при котором металлический порошок, поступающий из бункера, попадая в струю транспортируемого газа, переносится в газовое пламя, где расплавляется, а затем наплавляется на восстанавливаемую поверхность (рисунок 3).

 

1 – сопло; 2 – проволока; 3 – газовое пламя; 4 – диспергированные частички металла; 5 – наплавляемый слой; 6 – восстанавливаемая поверхность; 7 – воздушный поток

Рисунок 2 – Принципиальная схема проволочного газопламенного напыления

 

1 – наплавляемый порошок; 2 – сопло; 3 – газовое пламя; 4 – диспергированные частички металла; 5 – наплавляемый слой; 6 – восстанавливаемая      поверхность

Рисунок 3 – Принципиальная схема порошкового газопламенного напыления

 

При своей простоте и низкой себестоимости отремонтированных деталей данный метод требует предварительной подготовки восстанавливаемой поверхности с целью повышения сцепляемости с напыляемым порошком и довольно существенных затрат для нанесения слоя, восстанавливающего работоспособность подшипника [3].

Поэтому представляется перспективным для реновации узлов трения сельскохозяйственной техники, наряду с применением описанных выше способов, использовать древесно-металлические подшипники, обладающие требуемой работоспособностью и вполне приемлемой себестоимостью [4-14].

 

Список используемой литературы

1.        Пучин, Е.А., Дидманидзе О.Н. Технология ремонта машин [Текст]/ Е.А. Пучин, О.Н.  Дидманидзе. Ч. 1. М.: УМЦ Триада, 2006. 346 с.

2.        Ачкасов, К.А. Прогрессивные способы ремонта сельскохозяйственной техники [Текст]/ К.А. Ачкасов. М.: Колос, 1984. 271с.

3.        Восстановление подшипников скольжения из цветных сплавов комбинированным методом: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук: 05.20.03/ П.В. Голиницкий; ФГБОУ BПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. М, 2015. 18 с.

4.        Памфилов, Е.А. Особенности изнашивания железоуглеродистых сплавов при фрикционном контактировании с древесиной[Текст]/ Е.А. Памфилов, С.В. Лукашов, Я.С. Прозоров // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2012. № 6. С. 3-9.

5.        Памфилов, Е.А. Возможности и перспективные пути повышения работоспособности машин и оборудования лесного комплекса [Текст]/  Е.А. Памфилов, Г.А. Пилюшина// Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2013. № 5 (335). С. 129-141.

6.        Патент РФ №2432508. Подшипник скольжения. Памфилов Е.А., Сидоров О.В., Шевелева Е.В., Алексеева Е.В., Пилюшина Г.А. Опубл. 27.10.2011г.

7.        Патент на полезную модель РФ №108519. Подшипник скольжения. Памфилов Е.А., Лукаш А.А., Прусс Б.Н., Пилюшина Г.А. Опубл. 20.09.2011г.

8.        Патент РФ № 2305804. Способ изготовления подшипника скольжения. Памфилов Е.А., Шевелева Е.В., Сидоров О.В.  Опубл. 10.09.2007г.

9.        Памфилов, Е.А. Новые древесно-металлические материалы для узлов трения деревообрабатывающей техники [Текст]/  Е.А. Памфилов, Г.А. Пилюшина, Б.Н. Прусс, Е.В. Алексеева // Деревообрабатывающая промышленность. 2008. № 5. С. 24-25.

10.    Памфилов, Е.А. Повышение работоспособности лесопильного оборудования [Текст]/  Г.А. Пилюшина, Е.А. Памфилов// Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2007. № 4. С. 85-91.

11.    Памфилов, Е.А. Создание новых композиционных древесно-металлических материалов [Текст]/ Е.А. Памфилов, Е.В. Шевелева, Д.И. Муратов // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2006. № 2. С. 60-65.

12.    Евельсон, Л.И. Оптимизация узлов трения машин с учетом неопределенности информации в исходных данных [Текст]/ Л.И. Евельсон, Е.А. Памфилов// Трение и износ. 2006. Т. 27. № 2. С. 191-195.

13.    Симин, А.П. Проектирование древесно-металлических подшипников скольжения [Текст]/ А.П. Симин, Е.А. Памфилов, Л.И. Евельсон, Е.В. Шевелева //Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2005. № 1-2. С. 182-188.

14.    Патент РФ № 2226240 Подшипник скольжения // Памфилов Е.А., Евельсон Л.И., Симин А.П., Шевелева Е.В. Опубл. 27.03.2004