УДК 630.377.04       

ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ УСТОЙЧИВОСТИ ФОРВАРДЕРОВ-СОРТИМЕНТОВОЗОВ

 

JUSTIFICATION OF PARAMETERS OF STABILITY OF FORWARDERS

 

Колесников П.Г. (Сибирский государственный аэрокосмический университет, г.Красноярск, РФ), Моисеев Г.Д. (Брянский государственный инженерно-технологический университет, г.Брянск, РФ)

 

Kolesnikov P. G. (Siberian State aerospace University, Krasnoyarsk, Russia), Moiseev G. D. (Bryansk State engineering-technological University, Bryansk, Russia)

 

Рассматриваются вопросы расчета устойчивости против опрокидывания лесотранспортных машин, оснащенных гидроманипуляторами

Questions of calculation of stability against capsizing of the forest cars equipped with hydraulic manipulators are considered

 

Ключевые слова: форвардер, гидроманипулятор

Key words:  forwarder, hydraulic manipulator

 

Устойчивость машин – это способность их противостоять действию сил, вызывающих опрокидывание и скольжение при выполнении заданных технологических операций.

Устойчивость – один из главных показателей назначения машины. Устойчивость характеризует качество машины с точки зрения безопасности эксплуатации.

Проведем анализ устойчивости против опрокидывания на примере сортиментовоза, на базе автомобиля Урал-4320.

Расчёт устойчивости ведём при следующих исходных данных: грузовой момент манипулятора – 320кНм, максимальный вылет стрелы – 8,7 м. Ребро опрокидывания проходит через ось заднего аутригера.

Исходные данные для расчёта удерживающего момента приведены в таблице 1. Для определения величины полезной грузоподъёмности манипулятора при максимальном вылете стрелы в режиме лесопогрузчика, приведём силы тяжести подвижных элементов конструкции к концу стрелы – к точке подвеса ротатора. Сила тяжести GГС1 и GмВС принимаем приложенными в центре тяжести средней секции.

Коэффициент запаса продольной устойчивости Куст определяется отношением удерживающего момента Муд к опрокидывающему моменту Моп.

.                                                              (1)

 

Таблица 1 – Исходные данные для расчёта удерживающего момента

Обозначение

Наименование

Вес, Н

Координаты центра масс

положение рисунок 3.1

положение рисунок 3.2

Х, м

Y, м

Х, м

Y, м

1

G1

Вес автомобиля «Урал-4320»

100000

-3,32

1,32

-2,56

1,32

2

G2

Вес рамы

26000

-2,14

1,52

-2,56

1,52

3

G3

Вес колонны

22000

-3,14

2,24

-2,56

2,24

4

G4

Вес сиденья и распределителей

1500

-3,76

3

-3,18

3

5

G5

Вес гидроцилиндров стрелы

4160

-1,94

3,42

-1,36

3,42

6

G6

Вес стрелы

8770

-1

4,16

-0,42

4,16

7

G7

Вес гидроцилиндра рукояти

2110

-0,4

4,82

0,18

4,82

8

G8

Вес коромысла

550

0,74

4,94

1,32

4,94

9

G9

Вес  тяг

800

0,88

5,2

1,46

5,2

10

G10

Вес рукояти с удлинителем

5000

3,94

4,12

4,5

4,12

11

G11

Вес грейфера и ротатора

10000

5,56

2,68

6,14

2,68

12

G12

Вес поднимаемого груза

26560

5,56

2,08

6,14

2,08

 

Величину удерживающего момента определяем из уравнения.

.          (2)

Опрокидывающий момент определим из уравнения:

.                          (3)

.

.

 

Рисунок 1 – Схема к расчету  продольной устойчивости

Список использованных источников

1. Полетайкин В.Ф. Проектирование лесных машин. Моделирование рабочих  режимов тракторных лесопогрузчиков /В. Ф. Полетайкин. -Красноярск: КГТА, 1996. -248с.

2. Полетайкин В.Ф. Математическое моделирование технологических процессов поворотных лесопогрузчиков с переменным вылетом груза /В. Ф.. Полетайкин, П.Г. Колесников. Международные научные исследования (Journal of international scientific researches). 2015, № 4 (25). С.100-109.