УДК 338.27(075.8)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРСАЙТА: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

 

THEORETICAL FOUNDATION BASES: STRATEGIC MANAGEMENT AND INNOVATIVE DEVELOPMENT

 

Боднар А.В. (Донецкий национальный технический университет, г.Донецк, ДНР)

 

Bodnar A.V. (Associate Professor of the Department of Economic Cybernetics Donetsk National Technical University, Donetsk, DPR)

 

В статье рассмотрены теоретические основы форсайта, выделены этапы эволюционного развития.

The article describes the theoretical bases of Foresight. There have been marked the stages of Foresight evolution.

 

Ключевые слова: инновации, прогнозирование, форсайт, развитие региона, стратегическое планирование

Key words: innovation, forecasting, Foresight, regional development, strategic planning

 

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осуществления долгосрочных прогнозов научно-технического развития региона, в котором происходит формирование системы государственного управления с учетом имеющегося опыта похожих регионов, и основанной на этих прогнозах стратегии развития инноваций на долгосрочную перспективу. Применение форсайта на всех уровнях хозяйствования послужит мощнейшим толчком для изменения сложившейся ситуации, став информационной основой для координации деятельности, так как именно он занимает все большую роль в исследованиях тех областей, которые отличаются высоким уровнем сложности проблем и высоким уровнем неопределенностей.

Проблемам исследований форсайта посвятили свои труды Н.Я. Калюжнова, В.П. Третьяк, М.П. Осипов, Е.В. Вертухова, П.А. Егорушкин, С.И. Тотьмянина, Е.М. Литвинова, Н.В. Гапоненко и др. В то же время, несмотря на подробное описание проблем стратегического управления и прогнозирования научно-технологического развития Донбасса остается пока недостаточно исследованной.

Целью предлагаемой статьи ставится исследование теоретических основ форсайта, как комплексного инструментария стратегического управления и регионального инновационного развития.

В связи с переходом к информационной экономике, все большее значение приобретают теоретико-практические подходы, позволяющие исследовать перспективы развития в будущем. Исследователи часто определяют форсайт как «взгляд вперед». Сам термин вошел в обиход и прочно закрепился в нем только в конце 80-х годов двадцатого века, будучи выделенным с целью акцентирования внимания не просто на прогнозировании каких-либо научно-технологических процессов, а в качестве базиса для принятия управленческих решений, предоставляя информацию о перспективах в долгосрочном периоде.

Существенным толчком в развитии форсайта во всем мире послужило принятие в 2000 году в Европейском союзе Лиссабонской стратегии «превращения Евросоюза к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире экономическую зону, в пространство экономики, основанной на знаниях. «Тремя опорами» социально-экономического развития ЕС предполагалось сделать экономический рост, социальное сплочение и защиту окружающей среды. Переход к «экономике знаний» должны были обеспечить: проведение политики, отвечающей требованиям информационного общества, и соответствующей политики в области научных исследований и разработок, ускорение структурных реформ и завершение создания единого внутреннего рынка ЕС» [1]. Данная стратегия предполагает более широкое использование форсайта всеми странами Евросоюза, как инновационного инструмента предвидения. К государствам, которые намерены присоединиться к ЕС, предъявляется обязательное требование подготовить форсайт регионального характера в рамках предложенной концепции.

В XX веке форсайт переместился из сферы космических исследований, обороны, внутригосударственных секретов в социальную сферу, экономику и политику, где занял прочные позиции. Выделяют три этапа развития форсайта, в качестве научной технологии и методологии предвидения (табл. 1).

 

Таблица 1 – Анализ этапов развития форсайта

Этапы развития

Описание

Этап I - Технологический форсайт

Здесь все программы фокусировались на технологиях, данная область рассматривалась достаточно изолированно Разработанные в этот период программы применялись в основном для формирования научно-технических перспектив. Анализ программ этого периода позволил сделать вывод о необходимости учета социально-экономических проблем и их динамики.

История форсайта имеет истоки в области военных стратегий и технологий, использованном исследовательскими военными центрами США, например, Корпорация РЭНД (1940-1950 гг.). Многие идеи в рамках форсайта сформировались в результате его применения в управленческой науке. Значительная часть таких подходов разработана и испытана пионерами-практиками в компаниях, среди которых, сценарное планирование в Royal Dutch Shell Group (конец 1960-х гг.) [1]. Программа форсайта Японии запущена в 1970-х годах с серии анализа применимости метода Дельфи, который состоит из исследования, проведенного в два или более этапов, и предоставляет участникам второго этапа результаты первого этапа с возможностью их изменения или последующего приведения в соответствие первоначальным оценкам [2].

30-50-е годы

Сформулированы принципы экстраполяции трендов, получил распространение метод Дельфи, являющийся одним из основополагающих в форсайте, основывающийся на экспертных оценках в различных областях

50-70-е годы

Получили дальнейшее развитие методы и инструменты технологического прогнозирования: методы количественной оценки, экстраполяции трендов, модели роста, кроме того: дорожные карты, мониторинг и морфоролгический анализ, сценарии Дельфи

80-90-е годы

Создание и формирование кластера базовых инноваций в экономике

Этап II

форсайт, ориентированный на рынок, переход форсайта на госуровень

Второй этап ознаменован началом оценивания социальных и культурных последствий появления и внедрения технологий форсайта. Внутренние трансформации форсайта сконцентрировали его на сложно разрешимых проблемах на уровне страны или региона. В форсайт-программах проводился анализ условий развития и внедрения достижений и разработок науки и техники. Это было связано с недостаточной разработанностью методологических аспектов и экспертизы.

Примером использования форсайта в государственной политике можно считать Сингапур, который осуществил сценарное планирование в конце 1980-х годов в пределах Министерства обороны, составив прогнозы о будущем, с целью представить, каким образом может развиться мир, и какие проблемы, задачи и возможности могут возникнуть. В 1993 году правительство утвердило использование сценарного планирования в качестве инструмента разработки долгосрочной стратегии и политики. Функции сценарного планирования были переданы Государственной службе Сингапура, вступившей в эру преобразования с запуском своей новой модификации для 21-ого века (PS21). Запущенная в 1995 году, PS21 вызвала изменение парадигмы с целью исследования перспектив. На фоне быстро изменяющихся глобальных и местных условий, «основной принцип PS21 заключался в признании потребности в изменении как постоянном состоянии» [3].

Финляндия, Франция, Германия, Япония и Великобритания и многие другие страны используют модели форсайта для обеспечения информацией вырабатываемой политики. [4].

Третий этап –

социально-экономический форсайт

На данном этапе форсайт становится своеобразной площадкой для стратегических дискуссий различных представителей политических кругов относительно перспектив будущего развития; аккумулирования знаний разноуровневых политических субъектов, экспертов относительно возможных перспектив развития в будущем; выявления интересов и ожиданий субъектов политики; формирования общего, скоординированного видения будущего.

Проект по форсайту Великобритании реализуется под руководством Правительственного Научного Центра, но также он получает информацию от исследовательских центров, корпоративного форсайта, правительств, академий, НПО, блогов, основных СМИ. Последние проекты по форсайту, которые были предприняты, включают в себя изменения климата в международных масштабах, глобальную миграцию и всепланетарный анализ будущего для продуктов и сельского хозяйства, которые способствуют выработке стратегических рекомендаций в сферах: международных отношений и национальной безопасности, городского планирования и разработки продовольственных систем. Третий этап проекта по форсайту Великобритании посвящен разработке политик в сфере охраны окружающей среды, здравоохранения и идентификации. [5].

Япония провела свой девятый раунд по Дельфи в 2009 году, который был организован Национальным институтом научно-технической политики, национальным исследовательским учреждением под непосредственным управлением и с финансированием от Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий. [1].

Германия, напротив, не имеет централизованных офисов или систем планирования для координации проектов по форсайту. Вместо этого, она полагается на общественно и финансово независимые организации, расположенные за пределами правительственных структур. Специальные комитеты и научные советы отчитываются непосредственно министерствам, ответственным за решение возникающих проблем.

В Финляндии и Франции, системы форсайта фрагментированы между большим количеством организаций, включающих государственные, частные, неправительственные и международные организации или их комбинации[6].

 

На основе проведённого исследования эволюции форсайта, необходимо отметить, что до настоящего момента длиться третья стадия его развития – социо-экономическая. Ее основой является рост значимости взаимосвязей между социально-экономическими и научно-техническими системами, усложнение уровня сложности проблем, на решение которых направлены программы форсайта, высокий уровень неопределенности и рассредоточенность знаний о перспективах развития различных областей, повышение роли культурных факторов в экономической и технологической эволюции.

 

Список использованных источников

1.        Форсайт как инструмент стратегического долгосрочного планирования для развивающихся стран / UNDP Global Centre for Public Service Excellence. – Режим доступа: www.undp.org/content/dam/undp/library/capacity-development/English/ Singapore %20Centre/ GPCSE_Foresight_RUS.pdf.

2.        Малиновская О.В. Форсайт как технология стратегического планирования и управления // О.В. Малиновская, Н.П. Скобелева / Инновационное развитие. Москва, 2014.  4(232). С. 44-55

3.        Зубченко Л. Лиссабонская стратегия Евросоюза: разочарования и надежды. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=36173

4.        Третьяк В.П. Форсайт как технология предвидения / В.П. Третьяк // Экономические стратегии.  Москва, 2009, № 8. С. 52-59

5.        CORDIS HLEG EU Developing European Foresight. – Режим доступа: http://cordis.europa.eu/foresight/definition.htm.

6.        Berkhout F. Socio-economic futures in climate change impact assessment: using scenarios as «learning machine» / F. Berkhout, J. Hertin, A. Jordan // Global Environmental Change. 2002. N 12. P. 83–95