УДК 338

Формирование стратегии инновационного развития транспортного предприятия

 

FORMATION OF STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A TRANSPORT ENTERPRISE

 

Чувилина Д.А. (Брянский государственный технический университет, г. Брянск, РФ)

 

Chuvilina D. A. (Bryansk state technical University, Bryansk)

 

Рассмотрены виды инновационных стратегий транспортного предприятия и этапы формирования инновационной стратегии.

The types of innovation strategies of the transport company and stages of formation of innovative strategy.

 

Ключевые слова: инновационная деятельность; инновационная стратегия, транспортное предприятие

Key words: innovation; innovation strategy, a transport company

 

По мнению экспертов, в настоящее время автомобильные перевозки грузов становятся самым динамично развивающимся сегментом транспортной отрасли. Транспортное предприятие – особая часть транспортно - логистической системы, цель функционирования которой заключается в организации доставки, перемещении товарно-материальных ценностей из одной точки в другую по оптимальному маршруту. В зависимости от специфики предоставляемой услуги предприятия сферы оказания транспортных услуг, можно разделить на следующие группы:

·     транспортные - оказывают транспортные услуги потребителям;

·     экспедиционные - посреднические организации, оказывающие услуги по подготовке и осуществлению перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других видов документации;

·     информационно-посреднические - диспетчерские организации, которые осуществляют поиск грузов для перевозчиков или перевозчиков для грузоотправителей, но не несут ответственности за организацию и выполнение самой доставки;

·     логистические - оказывают комплекс услуг, начиная с транспортировки и хранения и заканчивая полным управлением движением и хранением сырья и готовой продукции; сервисные - специализируются на одном из видов сервисных услуг. [4, с. 343]

В современных условиях основой эффективного развития транспортного  предприятия является грамотно разработанная инновационная стратегия. 

С точки зрения стратегического менеджмента инновации служат инструментом адаптивного приспособления к меняющимся условиям внешней среды, а также средством постоянного совершенствования процессов в организации, направленного на рост эффективности ее деятельности [2]. Решение стратегических задач, стоящих перед фирмой, возможно двумя способами: на основе уже освоенных, традиционных процессов или на основе изменения существующих и создания новых процессов (инновации). Таким образом, в системе принятия стратегических решений инновации являются одним из двух вариантов реагирования на вероятные будущие изменения ситуации. От выбора этого варианта зависит успех деятельности компании и достижение целей в долгосрочном периоде.

В современных условиях применяются три варианта стратегии инновационного развития организации [7]:

1) Стратегия переноса, основывается на прямом использовании имеющихся в зарубежных странах достижений научно-технического прогресса путем приобретения импортной техники, сравнительно новой для российской практики. Это напрямую связано с технологическими инновациями. Стремление организаций к таким обновлениям технического парка оборудования активно проявляется в топливно-энергетическом секторе, при создании аппаратуры связи, в производстве фармацевтической продукции, конструировании летательных аппаратов.

2) Стратегия заимствования, заключается в том, что, опираясь на свою дешевую рабочую силу и используя реальные возможности действующих научно-технических учреждений, осваивается производство современной наукоемкой продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах. На этой основе развиваются отечественные организации, специализирующиеся на процессах венчурного бизнеса и инженерно-технического сопровождения созданного наукоемкого производства. В последующем это будет базой для возрождения и укрепления собственного инновационного потенциала организации.

3) Стратегия наращивания предусматривает комплекс мер: по полному использованию инновационного потенциала; активному привлечению зарубежных ученых и конструкторов; интеграции фундаментальной науки университетов и прикладной отраслевой (фирменной) науки.

Так же инновационные стратегии можно классифицировать как адаптивные и творческие.

Адаптационная стратегия состоит в проведении автотранспортным предприятием лишь частичных изменений, которые позволяют ему усовершенствовать ранее освоенные виды услуг в рамках сложившихся в нем организационных структур и тенденций деятельности. Именно поэтому инновации такой хозяйственной структуры выступают как вынужденная ответная реакция на изменения внешней среды предприятия, чтобы не потерять завоеванные ранее рыночные позиции. В условиях нестабильности рыночных отношений адаптационная стратегия малоэффективна.

Процесс разработки инновационной стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам [3].

1.  Определение общего периода формирования инновационной стратегии. Главным условием реализации данного этапа является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия. Так как инновационная стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода.

Период формирования инновационной стратегии предприятия основан на условии предсказуемости развития экономики в целом, конъюнктуры тех сегментов рынка, с которыми связана предстоящая инновационная деятельность предприятия.

К важным условиям определения периода формирования инновационной стратегии относятся также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и др.

2. Исследование факторов внешней среды. Включает в себя с одной стороны исследование экономико-правовых условий инновационной деятельности предприятия и возможностей их изменения в предстоящем периоде. А также проводится анализ конъюнктуры рынка и факторов ее определяющих, тенденций в развитии науки и технологий.

3. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его инновационной деятельности. Результатом оценки является вывод о том, что предприятие обладает достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывающимися инновационными возможностями либо нет. А также выявляет, что снижает результативность инновационной деятельности. С целью диагностики внутренних проблем осуществления этой деятельности применяют метод управленческого обследования предприятия, в основе которого лежит изучение различных функциональных зон предприятия, обеспечивающих развитие инновационной деятельности.

Разрабатывая инновационную стратегию, в управленческое обследование рекомендуется проводить по следующие функциональным направлениям [1]:

-     Изучение маркетинговых возможностей расширения объемов и диверсификации операционной (а соответственно и инновационной) деятельности;

-     Анализ финансовых возможностей формирования инновационных ресурсов;

-     Проведение инновационных разработок и возможностей их вывода па рынок;

-     Анализ численности, профессионального и квалификационного состава персонала, обеспечивающего разработку и реализацию его инновационной стратегии;

-     Описание информационной базы, обеспечивающей подготовку альтернативных стратегических инновационных решений;

-     Анализ организационной структуры управления и организационной культуры.

4. Комплексная оценка стратегической инновационной позиции предприятия. Такая оценка предполагает получение четкого представления об основных параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития инновационной деятельности предприятия. Т.е. должны быть получены ответы на такие вопросы: каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и менеджеров предприятия; каков уровень знаний менеджеров о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней среды; какова эффективность действующих на предприятии систем инвестиционного и инновационного анализа, планирования и контроля; в какой мере они ориентированы на решение стратегических задач и т.п.

Исследования перспектив внедрения инновационных идей на автотранспорте касаются вопросов совершенствования учета эксплуатационных затрат как издержек транспортного предприятия, непосредственно связанных с осуществлением транспортных перевозок. Планируемые инновационные преобразования обязательно должны быть проектными и предусматривать определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки конечной цели до ее реализации в части разработки оптимизированного подхода к организации учетно-аналитической системы и ее отдельных элементов для ускорения роста ожидаемых доходов.

 

Список использованных источников

1. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. -      М.: Книжный мир, 2010. – 864 с.

2.  Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин; под.ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 343 с.

3.  Исламутдинов, В.Ф Особенности инновационного поведения организаций /Исламутдинов В.Ф. //  Менеджмент в России и за рубежом. 2012. - №3. - С. 97-104.

4. Куличенко Н. И. Перспектива использования инноваций при оказании транспортных услуг // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 193-195.

5. Ларичева, Е.А. Особенности разработки стратегического плана  инновационного развития региона: монография / Е.А. Ларичева.–  Брянск: БГТУ, 2015. – 186 с.

6. Ларичева, Е. А. Анализ факторов, оказывающих влияние на инновационную деятельность в Российской Федерации / Е.А. Ларичева //Научное обозрение. – 2015. - №5. - С. 243-249.

7. Мазалова, Н.Е. Стратегия и техническая политика промышленных предприятий. / Н.Е. Мазалов. – Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 103 с.

8. Панина, И.С.  Анализ путей повышения продуктивности инновационной деятельности / Е.А. Ларичева, И.С. Панина// Экономика и эффективность организации производства / Под общей редакцией Е.А. Памфилова. Сб.науч. тр. –Вып. 24 – Брянск: БГИТУ, 2016. – С 25-30.

9. Чувилина, Д.А.  Выбор путей повышения эффективности работы транспортного предприятия/ Е.А. Ларичева, Д.А. Чувилина // Развитие инновационного предпринимательства в современной экономике: Материалы регионального форума (19 ноября 2016г. г. Брянск) / Под ред. Кузовлевой И.А., Благодер Т.П., Будановой М.В., Жиленковой Е.П., Родиной С.Е. – Брянск: БГИТУ, 2016. –С. 57-60.