УДК 14.01.11

Информационные ресурсы ОФЭРНиО как эффективный инструмент менеджмента системЫ образования

 

OFERNIO INFORMATION RESOURCES AS EFFECTIVE INSTRUMENT OF MANAGEMENT BY THE EDUCATION SYSTEM

 

Галкина А.И., Бобкова Е.Ю., Бурнашева Е.А., Гришан И.А.

(ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, РФ)

Кадырова Э.А. (ФГБОУ ВО Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П.Павлова, Рязань, РФ)

 

Galkina A.I., Bobkova E.Yu., Burnasheva E.A., Grishan I.A.

(FGBNU «Institute of management of formation of the Russian Academy of Education», Moscow, Russian Federation)

Kadyrova E.A. (Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation)

 

Рассматриваются вопросы отраслевой регистрации результатов интеллектуальной деятельности университетов, реализованных в формате электронных информационных ресурсов образовательного назначения, в аспекте мониторинга, аттестации и лицензирования как основного инструмента в системе менеджмента образования.

Issues of sectorial registration of the results of scientific activity of universities realized in the format of electronic information resources, in the aspect of monitoring, certification and licensing as the main tool in the education management system are considered.

 

Ключевые слова: менеджмент системы образования, мониторинг образовательных учреждений, отраслевая регистрация, произведения науки, информационные ресурсы, собственные электронные образовательные ресурсы

Key words: management of education system, monitoring of educational institutions, branch registration, works of science, information resources, own electronic educational resources

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 376 от 31 марта 2017 года в структуру государственной программы «Развитие образования» интегрируется ряд приоритетных проектов по направлению стратегического развития «Образование», в том числе проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [1]. Цель проекта – создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства.

Формирование цифровой информационно-образовательной среды (ЦИОС) на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетных направлений развития российских университетов. В контексте данной статьи под ЦИОС понимается комплекс образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим обеспечением, предназначенный для обучения и управления образовательным процессом и реализованный в цифровом формате. Основная задача формирования ЦИОС состоит в обеспечении возможности удаленного интерактивного доступа к цифровым информационным ресурсам образовательного назначения (ЦИОР), в состав которых входит учебная, методическая, научная, справочная и другая информация на цифровых носителях, необходимая для эффективной организации образовательной деятельности с гарантированным уровнем качества. Отметим, что в настоящее время критерий «Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов»  внесен в число показателей мониторинга системы образования [2].

Разработка и практическое внедрение ЦИОР в учебный процесс образовательных учреждений сопровождается их регистрацией в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО), функционирующем в составе ФГБНУ «Институт научной и педагогической информации Российской академии образования» [3].

В условиях глобализации информационного образовательного пространства России отраслевая регистрация электронных образовательных ресурсов позволяет регулировать процессы разработки и внедрения ЦИОР соответственно требованиям новизны и приоритетности, поскольку процедура оценки регистрируемых разработок с учетом этих важных критериев является одним из основных этапов процедуры регистрации в ОФЭРНиО.

Модель качества ЦИОР является многоуровневой, иерархической. Показатели первого уровня могут рассматриваться как факторы качества, дающие возможность оценить потребительски-ориентированные свойства ЦИОР [4].

Рисунок 1- Формы результатов интеллектуальной собственности

 

Показатели второго уровня определяются как критерии качества, характеризующие программно-ориентированные свойства ЦИОР, т.е. такие, которыми необходимо снабжать разработанные информационные и электронные ресурсы, чтобы достичь заданных значений показателей первого уровня.

Показатели третьего уровня - метрики представляют собой непосредственно измеряемые характеристики ЦИОР. Критерии качества изменяются одной или несколькими метриками.

Показатели четвертого уровня – оценочные элементы включают в себя оценки, определяющие заданное в метрике свойство.

В ходе оценки новизны ЦИОР оцениваются следующие основные характеристики:

·        психолого-педагогические;

·        эргономические;

·       программно-технические (косвенно, как правило, определяются системными оболочками).

В рамках оценки педагогических характеристик ЦИОР рассматриваются и оцениваются следующие компоненты:

·          организационные;

·          инструктивно-методические;

·          контрольно-оценочные;

·          обучающие.

В качестве приоритетных методов определения показателей качества ЦИОР отметим аналитический метод, а также методы статистического анализа и экспертной оценки. По источникам получения информации используемые методы подразделяются на три группы: традиционные, социологические, экспертные.

Начиная с 1991 года в ОФЭРНиО, накапливается опыт в области оценки качества программных средств учебного назначения, программного и информационного обеспечения отечественной системы образования электронными и информационными образовательными ресурсами.

Разработке системы оценки качества разработок предшествовала работа по формализации, унификации, стандартизации данных об электронных и информационных образовательных ресурсах (свыше 600 наименований), созданных в российских образовательных и научных учреждениях различной ведомственной принадлежности.

Массив накапливаемой оценочной информация в систематизированном виде размещается на общедоступном портале Фонда по адресу: www.ofernio.ru, пользователями которого являются специалисты из 98 стран мира. База данных ОФЭРНиО представляет собой совокупность 37 взаимосвязанных таблиц, в которых по видовому и функциональному признакам отражаются сведения о ЦИОР (около 700 разновидностей).

Деятельность Фонда по отраслевой регистрации электронных информационных ресурсов образовательного назначения, начатая в 1991 году, с учетом современных тенденций глобализации информационного образовательного пространства России приобрела особую актуальность и значимость как необходимого инструмента мониторинга качества продуктов интеллектуальной деятельности образовательных учреждений, как важного компонента системы управления сферой образования в целом.

 

Список используемых источников

1.    О внесении изменений в государственную программу «Развитие образования» на 2013–2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 года № 376 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/27070. Дата обращения: 06.04.2017

2.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1399 «О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования‚ утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 14» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/2016/12/07/minobr-prikaz1399-site-dok.html. Дата обращения: 06.04.2017

3.    Портал Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ofernio.ru/portal/modules/news. Дата обращения: 06.04.2017

4.    Ваграменко  Я.А., Галкина А.И., Мороз В.К., Роберт И.В. Отраслевой стандарт «Оценка качества программных средств учебного назначения» (проект) [Текст] / Я.А. Ваграменко, А.И. Галкина, В.К. Мороз, И.В. Роберт. - М.: ИНИНФО, 1994. - 5 с.