УДК 339.138

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА IT-КОМПАНИИ

 

MARKETING MIX IT-COMPANY

 

Потехина Е.В. (Сибирский государственный аэрокосмический университет, г.Красноярск, РФ)

Potekhina E.V. (Siberian state aerospace University, Krasnoyarsk, Russia)

 

Комплекс маркетинга IT- компании имеет как общие, так и особенные черты, обусловленные спецификой услуг.

Marketing mix IT-company has both common and special features arising from the specific nature of services.

 

Ключевые слова: IT-услуги, IT-товары, товарный микс, продвижение.

Key words: IT- services, IT-products, product mix, promotion

 

Любые предприятия осуществляют свою деятельность при помощи информации. Это самый востребованный продукт в наше время, который помогает стремительно развивать бизнес в самых различных отраслях. Для оперирования данными, их получения, обработки и передачи необходим ряд оборудования, программного обеспечения и услуг, которые предоставляют IT- компании. Маркетинговая деятельность предприятий в сфере IT-услуг характеризуется и  общими, и особенными чертами, обусловленными  как спецификой услуг в целом, так и  IT-услуг в частности:

- рынок представлен, в основном, малым бизнесом;

- высокая скорость оборота капитала;

- высокая чувствительность к изменению рыночной конъюнктуры;

- специфика организации производства IT-услуг (малые и средние предприятия - производители IT-услуг имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

 - специфика процесса оказания IT-услуг (личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой – увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);

  - высокая степень дифференциации IT-услуг (связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере IT-услуг);

- неопределенность результата деятельности по оказанию IT-услуг (подверженность влиянию различных качеств производителя, вследствие  чего оценка результата возможна только после потребления IT-услуги).

Проведем анализ комплекса маркетинга на базе концепции «4Р» (товар, цена, сбыт, продвижение) на примере малого предприятия, действующего на рынке IT-услуг г. Красноярска с 2009 года.

Применяемые предприятием  инструменты маркетинга определяются оказываемыми им услугами. В целом IT-услуги можно определить как набор продуктов и услуг, направленных на бесперебойное, безопасное и эффективное обеспечение предприятий информацией. На сегодняшний день рынок IT предлагает широкий спектр услуг:

- создание и обслуживание сайтов (наполнение, обновление информации), продвижение сайтов в поисковых системах Яндекс и Google;

- предоставление услуг хостинга (размещение сайтов на сервере), продажа доменных имен (регистрация адреса сайта);

- реклама в сети интернет: контекстная, таргетинговая (в социальных сетях), банерная; видеореклама;

- продажа программного обеспечения, установка, настройка и техническая поддержка программного обеспечения;

- настройка компьютерной сети;

- ремонт компьютерной и офисной техники.

Состав оказываемых компанией  услуг приведен в таблице 1.

 

Таблица 1 - Характеристика состава услуг

Номенклатура услуг

Глубина и насыщенность ассортимента

Интернет - услуги

Создание сайтов

«Визитка», «Бизнес», «Каталог», «Магазин»

Обслуживание сайтов

Продвижение сайтов в поисковых системах Яндекс и Google, контекстная реклама сайтов, наполнение и обновление сайтов

Дополнительные услуги

Услуги хостинга (размещение сайтов на сервере); продажа доменных имен (регистрация адреса сайта); реклама в сети интернет: контекстная, таргетинговая (в социальных сетях), банерная; видеореклама

Технические услуги

Ремонт и обслуживание компьютерной техники

Обслуживание маршрутизирующего и серверного оборудования (почтовый сервер, серверы инфраструктуры Active Directory, терминальные серверы, сервер 1С и пр.), настройка и обслуживание компьютерной техники (ремонт, настройка ПО, заказ и обновление сертификатов для УД, закупка компьютерной техники), различные виды ремонта

Ремонт и обслуживание оргтехники

Ремонт копировальных аппаратов, принтеров, замена картриджей

Специальные услуги

Поддержка пользователей по работе 1С

Настройка отчетов, исправление ошибок, администрирование 1С: формирование профилей пользователей, контроль прав доступа, формирование настроек под изменяющиеся параметры бизнеса

 

Из таблицы следует, что в целом из всех товарных предложений рынка IT-услуг компанией освоено 7 из них. Широта товарного микса представлена тремя группами: интернет-услуги, технические услуги и специальные услуги. Глубина ассортиментных групп включает 3 позиции  интернет-услуг, 2 - технических и 1 - специальных услуг. Насыщенность товарного микса представлена 23 видами услуг. Услуги компании характеризуются высоким уровнем гармоничности по их функциональному назначению, что отражает специфику отрасли.

Структура оказываемых услуг практически неизменна: лидерами продаж являются интернет-услуги, составляющие в среднем 75% выручки; доля выручки от технических и специальных услуг – 16%  и 9% соответственно. Структура услуг определяется сложившимся спросом, а также активным продвижением интернет-услуг в сети интернет в отличие от слабо продвигаемых технических и специальных услуг.

Составным элементом товарной политики является управление качеством. Определяющее влияние на качество IT-услуг оказывает квалификации персонала. Все специалисты компании (программисты, дизайнер, мастера по ремонту и обслуживанию техники) имеют высшее образование, стаж работы у всех более пяти лет. Но только наличие высшего образования не определяет компетентность IT-специалистов. Рынок IT-услуг, как никакой другой, нуждается  в высококвалифицированных специалистах, т.к. для отрасли характерна колоссальная скорость повышения уровня IT-услуг. Это связано с инновационной направленностью IT-сферы на короткий срок жизни моделей IT-продукции и сверхинтенсивной смены ее технических и организационно-технологических моделей и решений в условиях жесткой конкуренции. Поэтому IT-специалисты должны постоянно повышать уровень своих знаний и умений, обучаясь по программам повышения квалификации.  Сотрудники компании за весь срок работы не проходили обучения, их квалификация является одной из слабых сторон, т.к. услуги компании  не привлекательны для VIP-клиентов, готовых платить дорого за высокое качество.

Помимо качества услуг важным элементом комплекса маркетинга в сфере услуг является качество обслуживания клиентов, определяемое в значительной мере сроком исполнения заказа. В зависимости от выбора тарифного плана разработка сайта в соответствии с договором занимает от 2 до 15 рабочих дней, дополнительные услуги исполняются в течение  1-3 рабочих дней, услуги по ремонту ПК и оргтехники оказываются в течение суток с момента получения заявки от клиента. Работы выполняются в соответствии с договором точно в срок. Руководство компании поддерживает высокую лояльность к клиентам – по любым претензиям ведется глубокая работа, клиентам предоставляются скидки в случае обоснованных претензий.

Анализ ценообразования, как инструмента маркетинга, показал, что предприятие применяет рыночный метод ценообразования с ориентацией на конкурентов и спрос. Компания применяет ценовое стимулирование, отдельные программы за последний год представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Ценовое стимулирование продаж

Вид скидки

Средний размер скидки

Комплексная покупка (не менее 3-х позиций)

15%

Праздничная скидка

10%

«Осенний листопад» скидок

от 5% до 20%

Скидка за приведенного клиента

15%

 

Для продвижения своих услуг предприятие  использует следующие инструменты: рассылки по электронной почте, реклама и продвижение собственного сайта и периодически – реклама в СМИ. Рассылка по электронной почте осуществляется путем отправки потенциальным клиентам коммерческих предложений, с периодичностью раз в неделю (до двадцати предложений). В поисковой системе сайт компании находится на первой позиции, он содержит достаточно информации об оказываемых услугах, постоянно проводится всевозможная работа по укреплению его позиций (написание оригинальных статей, оформление для удобства поиска информации на сайте и пр.) Рекламные мероприятия включают  печатную рекламу в справочниках «ДубльГис», «Фламп», газете «Шанс» и интернет-рекламу. Компания  игнорируется возможность малобюджетных связей с общественностью в соцсетях, что позволяет точечно воздействовать на целевую аудиторию и является актуальным в условиях сокращающегося бюджета в период экономического кризиса.

Проведенный анализ маркетинговой деятельности IT-компании позволил выявить слабые стороны и определить направления ее совершенствования: повышение квалификации персонала; включение в ассортимент востребованную сегодня услугу SMM продвижения; размещение контекстной рекламы в системе Яндекс.Директ (форумы, новостные сайты, доски объявлений). Реализация предложенных мероприятий позволит компании усилить рыночную позицию.

 

Список использованных источников

1. Маркетинг и современность [Текст]: монография / [С. П. Азарова и др.]; под общ. ред. С. В. Карповой. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 266 с.

2. Официальный сайт ООО «Доктор - ИТ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fokas.ru.

3. Шегельман, И. Р. Некоторые особенности рынка IT-товаров и IT-услуг [Текст] / И.Р.Шегельман, А.В.Воронин// Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 апр. 2016 г.)/ редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (8). — С. 274–275. — ISSN 2411-8133.