УДК 339.138

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБИТАТЕЛЯ РЫНОЧНОЙ НИШИ

 

PRACTICAL ASPECTS OF THE OCCUPANT OF A MARKET NICHE

 

Потехина Е.В. (Сибирский государственный аэрокосмический университет, г.Красноярск, РФ)

Potekhina E.V. (Siberian state aerospace University, Krasnoyarsk, Russia)

 

Деятельность малого предприятия связана с выбором собственной ниши и предмета специализации – этот опыт представляет интерес для изучения.

The activities of small enterprises connected with the search of its own niche and subject of specialization – this experience is of interest to study.

 

Ключевые слова: специализация, рыночная ниша, целевой рынок.

Key words: specialization, niche market, target the market.

 

Деятельность малых предприятий, как правило, ориентирована на небольшие рыночные сегменты – ниши. Основная особенность оперирования в нише – это специализация, связанная либо с конкретными потребителями, либо со сферой применения продукта, либо по предлагаемой услуге. Рассмотрим практические аспекты деятельности обитателя ниши на примере микропредприятия со специализацией на услуге по установке акриловых ванн-вкладышей, функционирующего на рынке города Красноярска с 2005 года.

Определяющим моментом в деятельности предприятия является потребность рынка в предлагаемом товаре или услуге. Потребность в установке акриловой ванны-вкладыша формируется при возникновении на поверхности ванны в процессе ее эксплуатации различных дефектов – сколов, трещин, появление ржавчины. Повышение культуры быта способствует созданию спроса на товар или услугу, обеспечивающих восстановление эстетичного вида ванны. Установка ванны-вкладыша не является услугой в чистом виде, а представляет собой услугу, сопутствующую приобретению основного товара.  Востребованность сопутствующей услуги связана с невозможностью самостоятельно качественно осуществить монтаж изделия, так как это требует соответствующей квалификации и наличия технологической оснастки.

Утратившую эстетичный вид ванну можно заменить новой или отреставрировать.

Замена ванны является радикальным способом решения проблемы с точки зрения обеспечения качества. Однако могут возникнуть сопутствующие проблемы, связанные с демонтажем старой ванны – повреждение плиточного покрытия стен и пола, разрушение экрана, сложности с перемещением габаритного изделия в тесном пространстве. Замена старой ванны на новую является и достаточно затратным решением для людей с ограниченным платежеспособным спросом, численность которых в условиях экономического кризиса возрастает. В соответствие с текущим рыночным предложением расходы на монтаж - демонтаж ванны и сантехнических коммуникаций,  транспортные расходы по доставке новой и вывозу старой ванны, возможные реставрационные работы по облицовке стен или пола составят минимум 20 тысяч рублей и выше в зависимости от стоимости новой ванны. Исходя из суммы расходов, этот вариант выбирают потребители со стабильным средним и выше среднего доходом, а также более молодые, динамичные, не боящиеся неудобств, связанных с ремонтом в ванной комнате.

Восстановление эстетичного вида ванны с помощью реставрации является более приемлемым для следующих категорий потребителей: с доходом ниже среднего, для людей более консервативных  и старшего возраста, менее терпимых к бытовым неудобствам и изменениям. Кроме того, значительная часть потребителей обоснованно считает, что чугунные и стальные ванны прошлых лет являются эталоном качества, проверенного временем. В настоящее время восстановить ванну возможно с применением наливных способов реставрации ванны  эмалью и жидким акрилом или путем установки акрилового вкладыша.

Реставрация ванны наливным способом избавляет потребителей услуги от неудобств, связанных с заменой ванны, но является достаточно трудоемким методом; подготовительный этап сопровождается шумом и запыленностью, нанесение составов связано с сильным и стойким запахом.  Наливные методы отличаются составом материалов (эмаль или жидкий акрил) и способом их нанесения, но оба требуют высокого профессионализма. Срок службы восстановленной жидким акрилом ванны при соблюдении правил эксплуатации составляет до 15 лет, восстановленного эмалевого покрытия — до 7лет (полностью восстановить эмалевое покрытие в домашних условиях невозможно, т.к. настоящая эмаль получается только в заводских условиях). Необходимо учитывать, что применение  наливных методов реставрации возможно  только при отсутствии  больших повреждений, толщина наносимого слоя эмали или акрила не всегда позволяет скрыть глубокие сколы и трещины,  наливной акрил и эмаль менее устойчивы к внешним механическим и химическим воздействиям, что приводит к уменьшению фактического срока эксплуатации отреставрированной ванны. Восстановление ванны наливными методами обходятся потребителю в среднем 4 – 5 тыс. руб.

 Реставрация старой ванны путем установки в нее акрилового вкладыша является  приемлемой услугой для жителей домов старой постройки, ванные комнаты которых оборудованы чугунными и стальными ваннами стандартных размеров и форм. Именно конструктивные особенности ванны-основы являются главным ограничением по применению акрилового вкладыша. Чугунная основа усиливает прочностные свойства вкладыша: конструкция не боится ударов и повреждений. Ванна-вкладыш изготавливается из медицинского акрила, который является очень гигиеничным материалом, обладающим грязеотталкивающими свойствами и сохраняющим цвет и гладкость в течение всего гарантийного срока, составляющего 20 лет. Российский производитель акриловых вкладышей ООО «Полисант» (г. Москва) запатентовал технологию ремонта чугунных и стальных ванн «Poliflex» – «ванна в ванну» еще в 1994 году. Технология предполагает изготовление вкладышей по специальным лекалам, сделанным со стандартных и наиболее популярных моделей ванн. Некоторые ванны иностранного производства, а также нестандартные российские модели не позволяют подобрать соответствующий аналог преформы. При правильной установке ванна с акриловым вкладышем значительно превосходит по эксплуатационным характеристикам дешевые акриловые ванны и отреставрированные эмалью и жидким акрилом аналоги. Цена акрилового вкладыша с установкой составляет в среднем  5,5 – 6,5 тыс. руб. (в зависимости от размера ванны и объема дополнительных работ), что лишь на 10 - 20 % выше стоимости реставрации ванны с помощью наливного метода. На сегодняшний день установка акрилового вкладыша является наиболее эффективным способом реставрации ванной.

Представленная сравнительная характеристика услуг по реставрации ванны обусловило выбор исследуемого объекта в пользу специализации на установке акриловых вкладышей. Предприятие приобретает  продукцию  непосредственно у производителя – ООО «Полисант», что является гарантией ее качества. Качество монтажных работ гарантируется значительным сроком работы предприятия на рынке – более 11 лет.

Анализ экономических показателей деятельности предприятия за последние три года показал, что наметилась устойчивая тенденция снижения спроса: количество клиентов сократилось на 13% и 24% соответственно в 2015 и 2016 году. Тенденция снижения спроса обусловлена не только экономическим кризисом и  конкуренцией, но и в значительной степени снижением емкости целевого сегмента, что, в свою очередь, связано с увеличением  доли потребителей, уже решивших проблему восстановления ванны. 

Для продвижения своих услуг предприятие использует минимальный набор средств:  стимулирование потребителей ограничивается 10% скидкой пенсионерам и рассрочкой платежа до трех месяцев; реклама в прессе в незначительных масштабах (в 2016 году – на сумму 24 тыс. руб.), поддержание интернет-сайта. За период с 2014 года по 2016 год расходы на продвижение услуг сократились на 70%, что продиктовано необходимостью снижения затрат в период экономического кризиса.

В условиях конкуренции эффективным средством борьбы за потребителя является формирование лояльности потребителей,  но в отношении исследуемой услуги применение данного инструмента маркетинга очень ограничено, так как  ванна-вкладыш является товаром длительного пользования и при хорошем качестве услуги повторное обращение потребителя может состояться не ранее, чем через 10 - 15  и более лет. Данное условие в совокупности с сокращающейся емкостью целевого рынка представляет серьезную угрозу для дальнейшего функционирования предприятия и требует принятия стратегического решения, прежде всего, относительно его специализации.

В сложившейся ситуации предприятие рассматривает возможность выпуска нового изделия – специальных акриловых раковин, предназначенных для размещения над стиральной машиной.  Потребность в новой продукции обусловлена дефицитом пространства ванной комнаты, при котором встает вопрос выбора либо установки стиральной машины,  либо раковины. Данная проблема характерна для жителей стандартных квартир, квартир гостиничного типа, как старой постройки, так и современных малогабаритных квартир, квартир-студий. С учетом устойчивого высокого  спроса на такое жилье емкость целевого рынка имеет хороший потенциал. Соответственно, производство новой продукции является перспективным для предприятия и вписывается в существующую специализацию по оборудованию ванных комнат.

Предприятие предпринимает первые шаги в этом направлении:  оно закупило вакуум-формовочную  машину и изготовило матрицы раковин трех видов по индивидуальному дизайну.  Установка оборудования планируется в имеющемся в собственности  помещении, используемом в настоящее время только как склад для размещения ванн-вкладышей. Размеры помещения являются достаточными для организации производственной и складской зоны.  Для производства раковин используется сантехнический акрил, производителем которого является нынешний партнер предприятия – ООО «Полисант». В ближайшее время планируется осуществить профессиональную подготовку персонала по освоению технологии производства раковин. Привлечение дополнительного персонала не планируется из-за низкой трудоемкости производства; освоение выпуска нового изделия обеспечит полную занятость работников при сокращении заказов на установку ванн-вкладышей. Реализацию новой продукции планируется осуществлять через специализированные магазины, но возможно и применение прямого маркетинга. Предварительные расчеты показали, что затраты на производство единицы изделия составят около 1200 руб. Производство 1000 штук изделий и их реализация по цене 1800 руб. (при рентабельности  50%) обеспечат срок окупаемости капитальных вложений чуть более одного года.

Приведенная характеристика деятельности субъекта малого предпринимательства – обитателя ниши с узкой специализацией и предпринимаемые им меры по совершенствованию товарного предложения дают основание сделать вывод  о хороших перспективах развития предприятия, как в период текущего экономического кризиса, так и в более благоприятных рыночных условиях. 

 

Список использованных источников

1. Акриловый вкладыш или наливная ванна – обновления в вашу ванну [Электронный ресурс] Режим доступа: http://flaterra.ru/vannay/i-vanna/akrilovayjj-vkladysh-nalivnaya.html

2. Официальный сайт «Ванна в ванну» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vannax.ru

3. Реставрация ванн  Красноярск, восстановление, эмалировка ванн, наливная ванна  [Электронный ресурс]   Режим доступа: http://krasnoyrsk/vannoportal.ru