УДК 338.1                                        

АНАЛИЗ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА ВНЕШНИЙ РЫНОК

 

ANALYSIS OF ENTRY BARRIERS TO THE EXTERNAL MARKET

 

Розанова Н.В., Воронина Е.А. (Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск, РФ)

Rozanova N.V., Voroninа E.A.

(Siberian State Aerospace University named after Academician MF Reshetnev)

 

В статье рассматриваются особенности анализа системы барьеров входа на внешний рынок и способы их преодоления. Основными стратегиями входа предприятия на внешние рынки являются четыре вида сотрудничества в этой области: лицензирование, франчайзинг, контрактное производство, совместное предприятие.

In this article, we consider the features of analyzing the system of entry barriers to the external market and ways to overcome these barriers. The main strategies for entering the enterprise on foreign markets are four types of cooperation in this area: licensing, franchising, contract manufacturing or a joint venture.

 

Ключевые слова: барьеры входа и выхода, торговые барьеры, коммерческая деятельность, мировые рынки, посредничество, лицензирование, франчайзинг, контрактное производство, совместные предприятия.

Keywords: entry barriers, exit barriers, trade barriers, commercial activities, world markets, intermediation, licensing, franchising, contract manufacturing, joint ventures.

 

Выходу предприятия на новые рынки препятствует ряд барьеров и рисков, связанных с практикой ведения управленческих процессов и бизнес-нормами, которые характерны для другой страны. Выбор стратегии преодоления барьеров входа в отрасль является важным компонентом процесса глобализации предприятия, определяет успех развития отдельного предприятия и страны в целом [1].

Большинство экспертов называют одной из основных проблем входа – недостаточную осведомленность относительно потребительских предпочтений, в частности: ограниченность и асимметрию информации, особенно проявляется при идентификации, выборе и налаживании контактов на иностранном рынке; институциональную разницу между институтами в стране происхождения фирмы и в стране, на рынок которой планирует войти предприятие; властную оставляющую, как степень децентрализации властных полномочий как части практики ведения бизнеса в определенной области; культурную и психологическую составляющие, которые представляют собой разницу в традициях, обычаях между странами; недостаточность самофинансирования, особенно это заметно в экспортных барьерах; безвозвратные расходы (sunk costs), возникающие при входе на рынок.

Выход предприятий является неотъемлемой частью феномена предпринимательства. Зная процент новых компаний, которые появились в течение определенного периода, сравнивая его динамику во времени и в разных странах можно понять, например, какие процессы идут: созидательные или разрушительные и каково влияние экономических циклов [2].

Степень открытости рынка для международной торговли может быть оценена по степени проникновения импортной продукции, определяемой как удельный вес импортных поставок в общем объеме реализации продукции на внутреннем рынке. Анализируются различные ограничения, связанные с деятельностью иностранных конкурентов, в частности барьеры входа и выхода на зарубежный рынок. В каждой стране имеется множество правил, регулирующих коммерческую деятельность в пределах ее границ, которые зачастую выступают в качестве торговых барьеров. Торговые правила находят свое место и в межгосударственных соглашениях о свободной торговле.

Применение во внешнеторговой политике различных торговых барьеров несет в себе как преимущества, так и значительные недостатки. С одной стороны, каждая страна нуждается в развитии торгово-политических отношений с другими странами и в их поддержке, а с другой стороны, на этапе развития своих экономических производственных мощностей национальные производители нуждаются в защите своих интересов и в поддержке государства. Невозможно полностью исключить из международной торговли торговые барьеры, но также нельзя допустить, чтобы они мешали развитию торговли между странами.

Многие страны по-прежнему придерживаются политики протекционизма при ведении своих внешнеторговых отношений с другими странами. Они устанавливают низкие торговые барьеры для государств, торговля с которыми выгодна для данной страны и на товары, в импорте которых данная страна нуждается. И наоборот, устанавливают высокие торговые барьеры для государств, в торговле с которыми они не видят выгоды, и для товаров, национальные производители которых нуждаются в защите государства от внешней конкуренции. Такая политика, несомненно, обоснована и несет в себе определенные преимущества, однако, вместе с тем, она способствует повышению цен, несовершенной конкуренции, и мешает развитию международной торговли в целом.

Для многих развивающихся стран характерны также барьеры, связанные с сужением географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастания конкуренции с импортными товарами в условиях ограниченного спроса на внутреннем рынке.

В настоящее время именно административные запреты являются наиболее значимыми барьерами для входа на многие национальные рынки зарубежных конкурентов.

В последнее десятилетие важным фактором проникновения национальных компаний на мировые рынки стали международные стандарты. Международная стандартизация становится важнейшим аспектом маркетинговой стратегии компаний, ориентированных на зарубежные рынки. В связи с этим необходима гармонизация национальных систем сертификации и стандартизации с международными [3].

Решение проблемы входа на внешний рынок. Если компания приняла решение расширить свой бизнес и выйти на внешние зарубежные и мировые рынки, у нее есть несколько путей сделать это. Выбор метода выхода фирмы на внешний рынок зависит от таких факторов, как стоимость, степень риска и уровень контроля за процессом. Основной стратегией выхода предприятия на внешние рынки является посредничество.

Посредничество – вид работы с внешними рынками, предполагающий не полное владение компанией, осуществляющей свою деятельность на зарубежном рынке, а разделение с ней определенной степени ответственности и контроля. В результате такого взаимодействия главная компания передает посреднику свои знания, опыт, навыки и часть ресурсов, а взамен получает гарантию транслирования на целевой внешний рынок определенной стратегии и определенную гарантию продаж. Выделяют четыре типа сотрудничества в данном направлении: лицензирование, франчайзинг, контрактное производство или совместное предприятие.

Лицензирование в международной деятельности – вид сотрудничества, по которому компания в одной стране передает право компании в другой стране использовать свои уникальные процессы производства, патенты, товарные знаки, технологические достижения и другие ценные навыки за вознаграждение, которое устанавливается в рамках договора. Лицензирование позволяет компании устанавливать жесткие условия по соблюдению процессов и маркетинговой политики компании, является удобным способом организации местного производства на целевом внешнем рынке без высоких капиталовложений. Самое важное преимущество организации такой деятельности — низкие затраты на организацию, сопровождение и контроль такой деятельности.

Основные проблемы, которые предполагает лицензирование: утрата уникальности и сложность контроля. Передача уникальных знаний по истечении действия контракта превращает партнера в конкурента, который знает все сильные стороны компании, получил ценный опыт работы в отрасли и может его правильно использовать. А установление контроля над соблюдением установленных правил работы партнером — лицензиатом — является самым сложным в стратегии лицензирования.

Франчайзинг – это разновидность лицензирования деятельности, по которой компания — франчайзер передает своему посреднику (компании – франчайзи) лицензию на осуществление деятельности под своей торговой маркой. Передавать можно как просто возможность использования торгового знака и продуктов компании, так и целый бизнес-процесс (как это делают McDonalds или KFC). Договор франчайзинга отличается от лицензирования более жесткими требованиями к посреднику и узкой областью применения. Договор франчайзинга создается для того, чтобы сделать из своего посредника еще один филиал, встроить его в свои бизнес процессы, навязав ему свои правила работы. Договор лицензирования имеет больше свобод к использованию нематериальной собственности компании. Франчайзи имеет более высокую зависимость от успеха франчайзера (головной компании). Лицензиат может использовать лицензию на совершенно других рынках, тем самым снижая свою зависимость от успеха головной компании.

Контрактное производство предполагает передачу производства компании на местном рынке, и сохранение остальных функций (маркетинг, продажи, дистрибуция) за головной компанией. Такой тип стратегии выхода на внешний рынок использует компания IKEA. Она находит небольшие местные компании для производства ее товаров внутри целевого рынка и значимо экономит на транспортных расходах (экспорт товара на внешний рынок).

Преимущества такого способа получения доступа к внешнему рынку: низкие затраты на организацию производства (не нужно строить свои производственные площадки), сохранение контроля над самыми важными функциями компании (маркетинг, R&D, продажи и послепродажный сервис), обход многих входных барьеров и исключение проблем с адаптацией цены из-за переноса производства высокотехнологичных продуктов, сложность найти компетентного партнера и риск заимствования ценных технологий и навыков работы в отрасли в долгосрочной перспективе.

Совместные предприятия – отдельные компании, созданные двумя и более предприятиями, в которых разделена степень ответственности и рисков между собственниками. Компания может создать совместное предприятие с одним из игроков целевого внешнего рынка с целью получение доступа к ресурсам, знаниям, контактам или технологиям. В таком случае компания разделяет риски со своим партнером, но также разделяет и будущий доход от деятельности в отрасли.

Основное преимущество совместного предприятия – получение доступа к определенным знаниям и технологиям рынка. Это может быть дистрибьюторская сеть партнера, его знание специфики рынка, его производственная база, патенты и технологии. Совместное предприятие дешевле приобретения целой компании и позволяет обойти множество входных барьеров на высоко конкурентных рынках. К недостаткам такой стратегии выхода на внешние рынки является все же высокая стоимость (в сравнении с вышеописанными методами) и риск возникновения управленческих конфликтов в связи с разными приоритетами вашей компании и компании-партнера.

 

Список использованных источников

1.     Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в Российской экономике. – М.: Эконом.фак., 1998. – 81 с.

2.     Липьянина К.В. Анализ оценки барьеров входа и выхода на мировой товарный рынок // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/03/7682 (дата обращения: 04.04.2017).

3. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник. – М.: Экономика, 2009. – 815 с.