УДК 33 (075.8)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ВНЕШНЕЙ ДЕЛОВОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

METHODICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF THE EXTERNAL BUSINESS ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION

 

Шишмарёва А.В., Моисеева Е.Е. (Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва», г. Красноярск, РФ)

Shishmaryova A.V., Moiseeva E.E. (Siberian State Aerospace University named after Academician MF Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia)

 

В статье представлены методики анализа внешней деловой окружающей среды организации. Проведена их апробация на примере  предприятия деревообрабатывающей отрасли. На основе анализа предложены стратегии развития.

Techniques of the analysis of the external business environment of the organization are presented in article. Approbation on the example of the enterprise of woodworking branch is carried out them. On the basis of the analysis development strategies are offered.

 

Ключевые слова: внешняя среда, анализ внешней среды, SWOT-анализ, стратегии развития

Keywords: external environment, analysis of the external environment, SWOT-analysis, development strategies

 

В современных условиях экономической нестабильности на плечи руководителя возлагается ответственность за функционирование организации. Любая организация взаимодействует с внешней окружающей средой, и основная задача заключается в обеспечении баланса между организацией и внешней средой путем создания продукции за счет внутреннего потенциала и его обмена во внешнем окружении на необходимые ресурсы для обеспечения жизнедеятельности организации.

Наибольшую сложность в управлении представляет стратегический анализ. Составной частью стратегического анализа является анализ внешней среды. Такой анализ помогает выработать стратегическое решение, обеспечивающее алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволяют поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, и вскрыть угрозы и возможности [2].

Объектом стратегического анализа выбрана организация, расположенная в Иркутской области, занимающаяся выпуском продукции деревообработки.

Анализ внешней деловой окружающей среды состоит в анализе общей (дальней) окружающей среды и анализе специфической (ближней) окружающей среды. Оценка дальней окружающей среды проводится с помощью методики STEP-анализа. Данная методика означает анализ внешней (дальней) окружающей среды, основывающийся на изучении политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) факторов [3]. STEP-анализ учитывает значимость оцениваемого фактора для анализируемого предприятия, степень влияния на отрасль и направление влияния (положительное или отрицательное). Критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга [2].

STEP-анализ показал, что важными для организации и оказывающими значительное влияние на ее функционирование являются все факторы. В группе социальных факторов наибольшее положительное влияние оказывает государственное регулирование в отрасли, государственное регулирование конкуренции и политическая стабильность.

В группе экономических факторов ситуация гораздо сложнее, так как большинство факторов оказывают отрицательное влияние, но наибольшее влияние оказывают: инфляция, повышение цен поставщиков, рост тарифов обслуживающих организаций, снижение покупательской способности потребителей, экономическая обстановка в стране, средний доход потребителей.

В группе социальных факторов отрицательное влияние оказывает фактор плотности населения. Положительное влияние отмечается по факторам: уровень образования и квалификации рабочей силы и численность населения.

По группе технологических факторов отрицательное влияние по фактору износа оборудования, так как в большинстве деревообрабатывающих предприятий основные фонды обновляются медленными темпами – влияние фактора отрицательное.

Оценивать только влияние деловой окружающей среды не достаточно, необходимо учитывать показатели деятельности анализируемого предприятия. Одним из наиболее распространенных методов, связывающих оценку внешних и внутренних факторов, определяющих развитие организации, является SWOT-анализ (Strengths – силы, Weaknesses – слабости, Opportunities – возможности, Threats – угрозы).

При проведении SWOT-анализа для начала составляется перечень основных сильных и слабых сторон предприятия (S, W). Затем проводится анализ возможностей и угроз для позиций предприятия, определяемых внешней средой и уровнем конкуренции в отрасли (О, Т). На следующем этапе выявляются наиболее перспективные возможности и определяются пути эффективного использования сильных сторон, кроме того, целесообразно принять меры по устранению недостатков, что позволит избежать опасностей, подстерегающих фирму (SO, WO, ST, WT – стратегии) [1].

Задача SWOT-анализа – дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.

Для более полной отдачи от метода используется также построение вариантов действий, основанных на пересечении полей. Для этого последовательно рассматривают различные сочетания факторов внешней среды и внутренних свойств компании. Рассматриваются все возможные парные комбинации и выделяются те, что должны быть учтены при разработке стратегии. SWOT-анализ организации представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 – SWOT-анализ

S – сильные стороны

W – слабые стороны

Низкие издержки на производство продукции

Отсутствие мониторинга конкурентов

Надежные и проверенные поставщики

Узкий ассортимент продукции

Собственная торговая точка

Слабая политика продвижения и сбыта товара

Использование отходов для производства дополнительной продукции

Отсутствие рекламной политики

Автоматизация процесса производства продукции

Отсутствие стимулирования труда работников

Собственные базы заготовки сырья – лесобиржи

Низкие показатели при оценке конкурентоспособности

Низкая степень износа оборудования

Неудобное расположение складских помещений

О – возможности

Т – угрозы

Вероятное увеличение доходов населения

Изменение вкусовых предпочтений потребителей

Благоприятный сдвиг в курсах валют

Повышение цен поставщиков на транспортные услуги

Быстрое развитие в связи с резким ростом спроса

Повышение курса иностранных валют

Поддержка правительства

Замедление темпов роста рынка

Появление новейших эффективных перерабатывающих технологий

Выход на рынок более сильного конкурента, который займет значительную долю рынка

 

Общий спад в экономике региона и страны

 

На основе анализа сильных и слабых сторон в сочетании с возможностями и угрозами окружающей среды для развития предприятия разработан ряд стратегий:

1.При сочетании сильных сторон и возможностей:

     Повышение выпуска продукции за счет расширения ассортимента;

     Незначительное повышение цен;

     Заказ сырья для выпуска продукции деревообработки из экзотических пород древесины;

     Расширение ассортимента за счет более полного использования безотходных технологий;

     Выпуск новых видов продукции с использованием новейших технологий.

2. При сочетании слабых сторон и возможностей:

     Выявление предпочтений потребителей;

     Развитие сбытовой политики предприятия;

     Модернизация сайта путем расширения выплывающих функций и указания больших сведений об организации;

     Разработка рекламной политики;

     Участие в выставках с целью повышения известности и поиска новых партнеров.

3. При сочетании сильных сторон и угроз:

     Изменение ассортимента под потребности потребителя;

     Повышение объемов выработки для снижения издержек;

     Поиск новых партнеров по сбыту;

     Перепрофилирование производства;

     Снижение себестоимости продукции в целях экономии и привлечения потребителей;

     Поиск новых и востребованных видов продукции.

4. При сочетании слабых сторон и угроз:

     Повышение числа дней работы;

     Объединение с предприятием, находящимся в такой же ситуации;

     Отказ от производства убыточных и невостребованных видов продукции;

     Поиск путей минимизации издержек;

     Продажа малоиспользуемого оборудования;

     Открытие дополнительного малогабаритного производства.

Для боле продуктивной и эффективной деятельности возможна комбинация и внедрение наиболее близких друг к другу стратегий или находящихся в логической последовательности.

Представленные методики анализа деловой среды организации позволяют быстро оценить и среагировать на изменяющуюся окружающую внешнюю ситуацию, усилить свои слабые стороны и своевременно принять необходимые организационные решения, которые  благоприятно скажутся на дальнейшей деятельности организации.

 

Список использованных источников

1. Аверина, О. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / О. И. Аверина и коллектив авторов. – М.: КНОРУС, 2012. – 432 с.

2. Басовский, Л.Е. Современный стратегический анализ: [Учебник].− М.:ИНФРА-М, 2013. −256 с. −(Высшее образование: Магистратура).

3. Моисеева, Е.Е. Современный стратегический анализ: [Текст]: учебное пособие / Е. Е. Моисеева. – Красноярск: СибГТУ, 2014. – 98 с.