УДК 630*6                                                                              

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Тарасова И.Н.,  Рожнятовская Ю.Н.

(Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф.Решетнева, г.Красноярск, РФ)

Tarasova I. N., Rozhnyatovsky Yu.N.  (Siberian State Aerospace University named after academician Mikhail F. Reshetnev, Krasnoyarsk)

 

Выполнен анализ производственной программы лесозаготовительного предприятия и намечены мероприятия по совершенствованию ее структуры.

The analysis of the logging company production program is done and the measures are projected for the improvement of its structure.

 

Ключевые слова: программа, лес, предприятие

Key words: program, the forest enterprise

 

Производственная программа предприятия представляет собой задания, составленные в соответствии с производственной мощностью этого предприятия и договорами с потребителями, на выпуск и реализацию той продукции, которая пользуется спросом. Выполнение производственной программы, положительная динамика объемов продаж и выручки от продаж оказывают существенное влияние на конечные финансовые показатели (прибыль, рентабельность продаж).

Анализ производственной программы выполняется по всем видам деятельности и в разрезе ассортимента основной номенклатуры производства. Детализация данного анализа зависит от поставленных задач, но в общем виде может предусматривать:

• анализ структуры видов деятельности предприятия;

• анализ структуры доходности по видам деятельности;

•анализ структуры затрат по различным видам деятельности предприятия.

Выручка от продажи составила 63,5 млн. руб. Выручка от продаж увеличилась на 12,3 млн. руб. или на 24,1%.

 В структуре выручки от продаж наибольшую долю занимает продажа хлыстов древесных 81,6%. Доля услуг лесопиления равна 13,6 %. Прочие виды занимают 2,8 % (рисунок 1). В структуре выручки от продаж произошли положительные изменения. Доля выручки от продажи хлыстов увеличилась  на 15 % при снижении доли услуг лесопиления почти на ту же величину.

Выручка от продажи продукции лесозаготовок составила 52,1 млн. руб. Выручка увеличилась на   17,9 млн. руб. Увеличение продукции лесозаготовок произошло за счет увеличения продажи древесных хлыстов. Продажа  хлыстов составила 51,8 млн. руб. Показатель увеличился на 17,7 млн. руб. за счет увеличения объема продаж хлыстов (таблица 2).  Цена 1м3 древесного хлыста равна    300 руб. Цена уменьшилась на 124 руб.

Выручка от продаж продукции лесопиления составила 987 тыс. руб. Выручка от продаж возросла на 13 тыс. руб. Увеличение произошло на  12 тыс. руб. за счет увеличения цен на пиломатериал хвойных пород.

 Цена 1 м3 пиломатериала составила 3000 руб., что в 2 раза больше, чем в прошлом году. Увеличение цены оказало отрицательное влияние на  объем продаж. 

В таблице 1 представлен анализ выручки от продаж предприятия.

     

Рисунок 1 – Структура выручки от продаж

 

Проанализирована динамика выручки от продаж хлыстов древесных и пиломатериалов хвойных пород (рисунок.2) по месяцам года. Наибольший объем продаж древесных хлыстов пришлось на март, октябрь, ноябрь. Состояние лесов, дорог оказало существенное влияние на выручку от продаж хлыстов.

Продажа пиломатериалов хвойных пород осуществлялось в январе, июне, декабре месяце. В таблице 2 рассмотрено влияние факторов на отклонение выручки от продажи продукции.

Проанализирована рентабельность по видам продукции за отчетный год (таблица 3).

 

Таблица 1 – Анализ выручки от продаж предприятия

Наименование показателя

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение, тыс.руб.

Темп изменения, %

сумма, тыс.руб.

процент к итогу, %

сумма, тыс.руб.

процент к итогу, %

Лесозаготовки, в т.ч.

34126,3

66,7

52102,3

  82,00

17976,0

152,6

  -продажа хлыстов древесных

34110,1

66,6

51832,7

  81,60

17722,6

151,9

  -продажа леса круглого

       0,0

  0,0

    199,9

    0,30

    199,4

-

  -продажа дров долготье

     16,2

  0,1

      69,7

    0,10

      53,5

430,2

Лесопиление, в.т.ч.

13745,5

26,8

   9614,1

    15,1

-4131,4

69,94

  -продажа пиломатериала хвойных пород

    928,5

  1,8

    940,6

    1,50

     12,1

101,3

  -продажа горбыля

     46,0

  0,1

      46,4

    0,09

     0,4

100,9

  -услуги по лесопилению

  12771

24,9

  8627,1

  13,60

    -4143,9

  67,5

Аренда имущества

   600,0

  1,2

    600,0

    0,90

     0,0

100,0

Арендная плата

   856,5

  1,7

    856,5

    1,30

     0,0

100,0

Прочие, в т.ч.

    1892

  3,6

    362,2

    0,61

 -1530

  19,1

-прочие услуги

    1338

  2,5

      99,8

    0,20

     -1238,2

  19,1

-возмещение затрат на ликвидацию аварии

       8,9

   0,1

        7,2

    0,01

     -1,7

  81,1

-возмещение затрат на потребляемую электроэнергию

            545,1

              1,0

    255,2

              0,40

       -289,9

  46,8

Всего выручка от продаж

        51220,6

          100,0

63535,1

             100,0

     12314,5

124,1

 

Таблица 2 – Анализ влияния факторов на отклонения стоимости продукции для продажи

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Объем, м3

Цена за 1 м3, руб.

Отклонение

прошлый год

отчетный год

прошлый год

отчетный год

начало года

конец года

объем, м3

цена за 1м3, руб.

Лесозаготовки, в т.ч.

34126,3

52102,3

 

 

 

 

 

 

  -хлысты древесные

34110,1

51832,7

80441

176347

424

  300

95906

-124

  -лес круглый

       0,0

   199,9

        0

154

-

1300

154

1300

  -дрова долготье

     16,2

     69,7

      58

219

279

  320

161

    41

Лесопиление, в т.ч.

    974,5

   987,0

    

 

 

  

 

 

  -горбыль

     46,0

     46,4

    487

232

100

  200

-255

 100

  -пиломатериал хвойных пород

    928,5

    940,6

    608

318

    1500

3000

-290

1500

 

Рисунок 2 - Динамика продаж древесных хлыстов и пиломатериалов за год, тыс. руб.


 

Таблица 3 – Рентабельность по видам продукции за отчетный год

Наименование показателя

Выручка от продаж,

тыс. руб.

Себестоимость

тыс. руб.

Прибыль от продаж,

тыс. руб.

Рентабельность продаж,

%

Древесные хлысты

51832

25016

26816

   51,7

Пиломатериал хвойных пород

   940

  2243

-1303

-138,6

Дрова долготье

    69

    163

    -94

-136,2

Горбыль

   46

0,540

45,46

  98,8

 

Показатель рентабельности древесных хлыстов высокий. Рентабельность равна 51,7%.  Рентабельность горбыля также имеет высокий уровень. Рентабельность равна 98,8%.

Производство пиломатериалов убыточное. Показатель рентабельности пиломатериалов имеет отрицательное значение. Показатель равен -138,6%. Убытки производства пиломатериалов связанны с низким объемом производства  и продаж.

Для равномерного поступления финансовых средств, предприятию необходимо организовать круглогодичную распиловку леса. Эта продукция востребована на рынке лесоматериалов. Выпуск пиломатериалов даст предприятию  возможность получать   достаточные финансовые средства  в течение всего года. Предприятие имеет оборудование и обученный персонал для работы в лесопильном цехе.