УКД 338.1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛАКОКРАСОЧНОЙ ОТРАСЛИ

 

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEFINITION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF PAINT INDUSTRY ENTERPRISES

 

Тихоновская Я.С., Воронина Е.А. (Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева,

 г. Красноярск, РФ)

Tikhonovskaya Y.S., Voronina E.A. (Siberian State Aerospace University)

 

В статье рассматриваются некоторые научные подходы к пониманию термина «стратегия», проводится анализ основных подходов к разработке и формированию стратегии развития предприятия. Предложена группа факторов, учитываемых при разработке и реализации стратегического развития предприятий лакокрасочной отрасли

The article examines some scientific approaches to understanding the term "strategy", analyzes the main approaches to the development and formation of the enterprise development strategy. A group of factors considered in the development and implementation of the strategic development of paint and varnish industry enterprises

 

Ключевые слова: стратегия, основные подходы к разработке стратегии, этапы формирования стратегии, предприятия лакокрасочной промышленности

Key words: strategy, basic approaches to strategy development, stages of strategy formation, paint and varnish industry enterprises

 

В условиях современного конкурентного рынка перед предприятиями лакокрасочной промышленности встает проблема, с одной стороны, гибкого оперативного реагирования и адаптационной способности на нестабильность рыночной среды, а с другой стороны, задача формирования долговременной конкурентной политики предприятий. Одним из наиболее результативных способов, призванных повысить эффeктивность управления современным предприятием, является система стратeгического управления. В связи с этим особое значение приобретают теоретические и методологические исследования в области управления стратегического развития предприятий лакокрасочной отрасли.

На сегодняшний день существует множество подходов к определению понятия «стратегия». Сам термин «стратегия» произошел от греческого слова «strategos», что в перeводе означает «искусство генерала», который первоначально использовался в военной терминологии, обозначая искусство планирования военных операций высшим командованием. В настоящее время он широко применяется в бизнесе и предполагает обоснование направлений эффективного развития организации высшим управленческим персоналом. В число управленческих терминов понятие «стратегия» вошло в 50-е годы, когда особенно большое значение приобрела проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде.

Одно из первых определений термина «стратегия» дается в работах А. Чандлера, где стратегия определяется как «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [3].

Многоплановость и альтернативность подходов к определению стратегии связана со спецификой формирования национальной экономической модели, характеризуемой историческими традициями и наличием профессионального опыта по использованию стратегического инструментария для достижения целей организацией. Так, А. А. Томпсон, А. Дж. Ш. Стрикленд определяют стратегию как управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение пoтребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности [4].

В. А. Винокуров, П. Дойль, К. А. Волкова, И. П. Дежкина, Ф. К. Казакова и ряд других авторов в качестве основного стратегического ориентира учитывают необходимость определения долгосрoчных целей развития предприятия и средств их достижения на основе рационального использования имеющихся ресурсов. М. Портер, М. Коленсо, Т. А. Богданова, А. П. Градов, Н. Туленков, соглашаясь с данным метoдoлoгическим пoдхoдoм, в то же время главной характеристикой стратегии называют необходимость дoстижения преимущества над конкурентами, направленность которого обозначает позицию предприятия на рынке. В трудах И. Ансоффа, Г. Минцберга, Дж.Б. Куинн, С. Гошала акцент в oснoвном делается на принятиe сoвoкупности согласoванных решений, обусловливающих вoздействие на деятельность предприятия [3].

Анализ имeющихся тoчек зрения на oпределение термина «стратегия» позволил сфoрмулировать сoбственное определение понятия «стратегия». На наш взгляд, стратегия - система управленческих решений организации, направленных на достижение поставленных целей и усиление ее конкурентных позиций на рынке в долгосрочной перспективе.

Нельзя утверждать, что одно представление о стратегии лучше другого, поскольку все они в совокупности дают более четкое ее понимание и определение.

Анализ литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения авторов к процессу разработки и формированию стратегии являются неоднозначными. Разные исследователи предлагают различные подходы.

К примеру, И. Ансофф выделяет следующую группу ключевых решений при формулировании стратегии: внутренняя оценка фирмы; оценка внешних возможностей; формулировка целей и выбор задач; решение о портфельной стратегии; конкурентная стратегия; создание альтернативных проектов, их отбор и реализация [3].

А.Томпсон и Д. Стрикланд рассматривают стратегический менеджмент с точки зрения решения пяти задач: определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок; постановка стратегических целей и задач для их выполнения; формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства; реализация стратегического плана; оценка результатов деятельности и изменение плана и/или методов его исполнения [4].

По М. Мескону процесс формирования стратегии состоит из девяти шагов: выработка миссии, целей организации; оценка и анализ внешней среды; исследование сильных и слабых сторон (анализ внутренней среды); анализ стратегических возможностей; выбор стратегии; реализация и оценка стратегии [2].

Модель стратегического процесса В.Марковой и С.Кузнецовой состоит из четырех этапов: определение цели; анализ «пробелов», включающий оценку внешнего и внутреннего окружения; формулирование стратегии, с учетом рассмотрения альтернативных вариантов; реализация стратегии на основе составления планов и бюджетов [1].

Каждый из авторов выделяет различное количество шагов в разработке и формировании стратегии, однако общая схема процесса не изменяется. В обобщенном виде стратегия как процесс представляет собой динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, а именно: анализ среды функционирования; определение миссии и целей; выбор стратегии; реализация стратегии;мониторинг реализации стратегии.

Верность подхода определяется тем, что указанные процессы логически вытекают один из другого. Хотя при этом следует учитывать обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность.

В настоящее время лакокрасочная промышленность является крупной подотраслью химической промышленности. Лакокрасочные материалы (ЛКМ) имеют важное значение для многих отраслей промышленности: строительства, автомобилестроения, машиностроения и других. Они могут выполнять как декоративную, так и защитную функцию [6].

В первой половине 2016 года рост объемов производства ЛКМ в России составил 8-10% по сравнению с 2015 годом [5]. Сокращение объемов в 2014-2015 гг. было связано с падением реальных доходов населения. Происходит переход к сберегающей модели потребления. Рынок ЛКМ вырос и в стоимостном выражении - на 2% за счет постоянного повышения цен на продукцию. По итогам 2016 года совокупный объем производства ЛКМ в России составил 845 тыс. тонн, что на 3,5% больше, чем в 2015 году [5]. Учитывая, что индекс промышленного производства по итогам 2016 года составил 101,1%, можно говорить о том, что производство ЛКМ растет опережающими темпами. Однако происходит снижение выручки и рентабельности российских производителей ЛКМ, поэтому необходимо стремиться к снижению себестоимости продукции за счет применения сотовой системы организации, организации кооперационных долгосрочных связей, а также использования более дешевых добавок, поскольку российское производство сырья неразвито.

Одним из основных факторов, влияющих на рынок ЛКМ, является кризисная экономическая ситуация в стране, ослабление национальной валюты, а также тенденция импортозамещения. Поэтому для обеспечения управления стратегическим развитием предприятий следует планировать реализацию нескольких стратегий, наиболее перспективных для достижения цели. Учитывая различные региональные и отраслевые интересы, динамику спроса на промышленные и потребительские ЛКМ, ценовой диапазон, качество сырья, финансово-экономическое состояние предприятия, следует обосновать перспективность реализации нескольких моделей развития для определения обоснованных перспектив развития предприятий-производителей ЛКМ.

Важными направлениями развития для российских производителей ЛКМ является расширение ассортиментной линейки, развитие производства сырья и повышение его качества, которое позволяет значительно повысить конкурентоспособность, а так же увеличение доли в отраслевых рынках.

Приведенные методологические подходы свидетельствуют о том, что современная экономика предъявляет повышенные требования к процессу разработки и формирования стратегии, потенциал которой отражает наличие ресурсных возможностей, адекватной стратегической цели и средств ее достижения. Наиболее востребованным стратегическим приоритетом развития организации является достижение высокого уровня конкурентоспособности. А главная цель - получение прибыли.

 

Список использованных источников

1.    Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций [Текст]: учебник / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c.

2.    Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст]: учебник / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; [пер. О.И. Медведь]. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.

3.    Петров, А.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник / А.Н. Петров; 3-е изд.: Питер, 2015.

4.    Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа [Текст]: учебник / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; [пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова]. - М.: Вильямс, 2013. - 928 c.

5.    Обзор рынка лакокрасочных материалов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-lakokrasochnykh-materialov

6.    ЦЕНТРЛАК. Ассоциация производителей и потребителей лакокрасочных материалов и сырья для их производства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centrlack.ru/branch