УДК 338.47                                      

экономическая оценка организационного уровня производства автотранспортного предприятия

 

ECONOMIC EVALUATION OF ORGANIZATIONAL level OF PRODUCTION OF THE transport enterprise

 

Воронина Е.А. (Сибирский государственный аэрокосмический университет имени М.Ф. Решетнева, г.Красноярск, РФ)

Voronina E.A. (Siberian state aerospace university)

 

Рассмотрены основные аспекты и показатели оценки организационно-технического уровня производства и уровня управления автотранспортного предприятия.

Describes the main aspects and indicators of an estimation organizational-technological level of production and level of management of transport enterprise.

 

Ключевые слова: анализ, организация, управление, экономика, грузоперевозки

Key words: analysis, organization, management, economy, transportation

 

Организационный уровень предприятия отражает его устойчивость и конкурентоспособность в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования вложенного собственного капитала. Транспорт во многих случаях выступает как катализатор повышения уровня активности экономики. Связывая производство и потребителей, он позволяет расширить масштабы производства и потребления.

Автомобильные грузоперевозки играют важную роль, как в производственной, так и в торговой сфере экономики страны Российской Федерации. Спрос на эти услуги постоянно растет, как растет и число автотранспортных предприятий.

Эффективность автомобильных грузоперевозок определяется транспортными расходами, что, в свою очередь, влияет на себестоимость и рентабельность продукции. С точки зрения затрат, автомобильные грузоперевозки занимают промежуточное положение, поскольку они дешевле перевозок авиационным транспортом, но дороже, чем перевозки водным и железнодорожным транспортом. Преимущества и недостатки грузоперевозок автотранспортом отражены в таблице 1.

Под организационно-техническим уровнем производства автотранспортного предприятия понимается степень совершенства и состояния технической базы, организации производства и управления. Его оценочные показатели образуются под воздействием разнообразных факторов, отражающих те или иные стороны деятельности предприятия. Можно выделить три группы факторов, анализ показателей которых представлен в таблице 2 (на примере действующего автотранспортного предприятия). 

 

Таблица 1 – Достоинства и недостатки грузоперевозок автотранспортом

Достоинства

Недостатки

Высокая доступность

 Низкая производительность

Возможность отправки груза малыми партиями

 Зависимость от погодных и дорожных условий

Возможность использования различных маршрутов и схем доставки

 Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния

Высокая маневренность, гибкость, динамичность

 Недостаточная экологическая чистота

Высокая сохранность груза

 Сравнительно малая грузоподъемность

Доставка груза «от двери до двери»

 

Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика

 

 

Таблица 2 – Показатели организационно-технического уровня производства (на примере ООО «Авторемзавод»)

Наименование показателя

2015 г.

2016 г.

Изменение

1. Уровня организации производства

Коэффициент ритмичности отправления и прибытия грузов

 

0,7

 

0,9

 

0,2

Коэффициент длительности рейса

1,29

1,32

0,03

Степень регулярности перевозок грузов

1,052

1,054

0,002

Коэффициент, определяющий уровень скорости доставки грузов

 

0,66

 

0,9

 

0,24

2. Уровня организации труда

Сумма выручки на 1 руб. управленческих расходов, руб./руб.

 

6,06

 

12,95

 

6,89

Коэффициент использования рабочих по квалификации

 

1

 

1

 

0

Стоимость услуг на одного работника, тыс. руб.

1280,0

2550,0

1270

Удельный вес рабочих, %

70,0

66,7

-3,3

Коэффициент организации рабочих мест

1,0

1,0

0

Коэффициент обслуживания рабочих мест

0,03

0,03

0

Коэффициент трудовой дисциплины

0,008

0,008

-

3. Уровня управления производством

Удельный вес цехов, %

67,0

67,0

-

Удельный вес служащих, %

30,0

33,0

 

Степень механизации управленческого труда, %

100

100

-

Стоимость основных фондов в расчете на одного служащего, руб.

 

703,6

 

591,0

 

-112,6

Удельный вес затрат на управление в себестоимости оказанных услуг, %

 

20,75

 

22,8

 

2,08

Коэффициент эффективности управления, %

0,007

7,58

7,58

 

Факторы первой группы - научно-технические: характеризуют состояние и совершенство средств производства.

Вторая группа – организационно-производственные факторы – характеризуют уровень специализации и концентрации предприятия, организации производственных процессов и труда. 

Третья группа характеризует организацию управления и включает организационно-распорядительные (административные) и экономические методы организационного воздействия на все стороны производственного процесса автотранспортного предприятия.

В анализируемом году предприятие оправляло и доставляло грузы в срок, что увеличило количество рейсов и выручку предприятия. Однако длительность рейса увеличилась по причине нарушения водителями графиков маршрутов, поэтому руководству необходимо предпринять определенные меры по усилению контроля рабочего процесса (таблица 3).

 

Таблица 3 – Мероприятия по повышению организационного уровня производства (на примере ООО «Авторемзавод»)

Мероприятие

Цель

Задачи

Путь

Ввод новой информационной технологии в сфере контроля и управления автотранспортной деятельностью предприятия.

Контроль и слежение за транспортом в режиме on-line

1. Сокращение длительности рейса, затрат, простоев, потерь рабочего времени.

2. Повышение оборачиваемости рейсов, дисциплины водителей и диспетчеров.

3. Улучшение сервиса за счет доставки продукции «точно-в-срок».

Ввод системы спутникового мониторинга транспорта «ГЛОНАСС/GPS»

 

Система спутникового слежения, представляет собой компактное охранно-мониторинговое устройство, посредством которого определяются координаты местонахождения, их передача на пульт центрального наблюдения. Программа мониторинга автоматически создает отчеты о работе автопарка, что позволяет контролировать работу водителей и техники, исключить простои, перемещение грузов, предотвратить «левые рейсы» и угон, тем самым, сэкономить временя и деньги. Выполненные расчеты показали, что снизились расходы на топливо и ГСМ - на 11,5% (на 46,2 тыс. руб.).

Потери рабочего времени в связи с несоблюдением рабочими трудовой дисциплины в год составили 3676 часов, чего можно избежать при внедрении системы спутникового мониторинга. Количество рейсов в год можно увеличить на 3017, прирост выручки – на 17,1%, прирост прибыли от оказания транспортных услуг – на 48,4%, рентабельность услуг – на 19,5 процентных пункта (таблица 4).

 

Таблица 4 – Результаты внедрения спутниковой системы контроля

Наименование показателя

2016 г.

Проект

Изменение

Количество рейсов в год

10166

13183

3017

Общее количество перевезенных грузов, т

117814

152922,8

35108,8

Стоимость транспортных услуг, тыс. руб.

13220,7

17144,3

3923,6

Затраты с учетом плана, тыс. руб.

7729,2

8997,6

1268,4

Прибыль от оказания транспортных услуг, тыс. руб.

5491,5

8146,7

2655,2

Чистая прибыль, тыс. руб.

4392,1

6516,2

2124,1

Рентабельность оказываемых услуг, %

71,0

90,5

19,5

 

В результате повысятся все показатели организационно-технического уровня производства:

- коэффициент ритмичности отправления и прибытия грузов вырастет на 10%;

- коэффициент длительности рейса снизится на 25,8%;

- скорость доставки увеличится на 6,7%;

- коэффициент регулярности перевозок грузов увеличится на 6,1%.

 

Список использованных источников

1.      Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности автотранспортных услуг: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. – М.: КНОРУС, 2013.

2.      Максютов А.А. Экономика предприятия. Автотранспорт – М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2015. – 528 с.

3.      Ричард Томас. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности логистической системы / Пер. с англ. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2013. – 432 с.

4.      Рындин А.Г., Шамаев Г.А. Организация производства на АТП. – М.: Русская Деловая Литература, 2013. – 352 с.