УДК 330

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ

 

THE PROCESS OF FORMING STRATEGIC ALTERNATIVES

 

Дубова О.А. (Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск, РФ)

Dubova O.A. (Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk, Russia)

 

В процессе реализации стратегии меняются условия деятельности и появляются изменения во внешней и внутренней среде предприятия. Для того, чтобы продолжать эффективно функционировать, в процесс управления предприятием, а также в процесс ведения деятельности, необходимо внести изменения. Эти аспекты формируют возникновение стратегических альтернатив.

In the process of implementing the strategy, the conditions of activity change and there are changes in the external and internal environment of the enterprise. To continue to function effectively in the process of enterprise management, as well as in the process of conducting activities, it is necessary to make changes. These aspects form the emergence of strategic alternatives

 

Ключевые слова: стратегические альтернативы, стратегия, малое предпринимательство

Key words: strategic alternatives, strategy, small business

 

В процессе развития предприятия, при реализации главной стратегии возникает вопрос о стратегических альтернативах, которые могут появляться в процессе деятельности. Стратегические альтернативы – это возможные стратегические направления движения организации. В нестабильно изменяющихся условиях деятельности малого предпринимательства такой вопрос будет возникать неоднократно [2, с. 35].

Само понятие «альтернативы» предполагает какие-либо взаимоисключающие варианты действий. Но для устойчивого развития предприятия в динамике, возможно применение метода стратегических альтернатив, которые могли бы дополнять друг друга или комбинироваться.

Для определения возможных стратегических альтернатив при реализации главной стратегии предприятия рассмотрим классификацию Маджори Лайса и Лайма Фаэйя. В этой классификации стратегические альтернативы делятся на три типа:

1.       Альтернативы постепенного совершенствования – выражаются в вариантах продолжения действующей стратегии с корректировкой на меняющиеся условия хозяйствования.

2.       Альтернативы обновления – крупномасштабные изменения, проводимые в стратегических целях, которые опираясь на существующую стратегию, существенно меняют деятельность предприятия.

3.       Инновационные альтернативы – изменения, на основе новых способностей ведения конкурентной борьбы, радикально меняющие главную стратегию предприятия. Инновационные альтернативы требуют от работников новых подходов к мышлению [4].

Независимо от типа стратегических альтернатив все изменения будут направлены на одну или несколько их трех основных сфер:

1) связанные с выбором продуктов и рынков;

2) связанные генерическими (конкурентными) стратегиями;

3) связанные с ростом и развитием [3].

На формирование стратегических альтернатив, возникающих в процессе деятельности, главным образом оказывают влияние критерии стратегии, а также факторы воздействия на нее.

К критериям, возникающим при выборе стратегии можно отнести:

-         проведение качественного анализа ситуаций и тенденций из изменения на основе научной методологии;

-         выявление цели управления на основании миссии, в которой выражается предназначение и потенциал предприятия;

-         человеческий фактор, выраженный в заинтересованности персонала в реализации стратегии;

-         оптимальное распределение этапов стратегии во времени;

-         создание системы управления и обеспечение соответствующей квалификации работников.

Факторы, оказывающие влияние на формирование стратегии, а также стратегических альтернатив можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам для малого предпринимательства относятся поставщики, потребители, конкуренты, государственное регулирование, основные характеристики отрасли. Главное значение среди внешних факторов для предприятий, занятых в сфере малого бизнеса, играют потребители и их предпочтения. К внутренним факторам относятся характеристики продукции, конкурентные преимущества и стратегический потенциал предприятия. Учитывая все эти факторы можно придти к выводу, что для формирования стратегии важно не только анализировать текущую ситуацию, но и предвидеть и прогнозировать изменение факторов на будущее [1, с. 114].

При формулировании стратегических альтернатив для малого предпринимательства в современных условиях наиболее рационален амбициозный стратегический подход. При этом подходе, стратегия создается из формирования будущего предприятия, а также учитывая амбициозные цели управляющего. Используя интуицию, создаются новая продукция, рынки, а затем это реализуется на практике. При этом методе главный аспект лежит в знании поведенческих качеств работников для эффективного управления ими в достижении поставленной цели. При этом осуществляется непрерывный процесс управления изменениями. Стратегические альтернативы должны быть направлены на создание и усиление внешних и внутренних сил предприятия, необходимых для выработки стойких конкурентных преимуществ.

 

Список использованных источников

1.        Бабич О.В., Ганеев А.Ю. Адаптация системы управления предприятием к современным условиям: монография. Брянск: БГТУ, 2009. 188 с.

2.        Бабич О.В. Стратегический менеджмент современного предприятия: учебное пособие. Брянск: БГТУ, 2014. 96 с.

3.        Кемпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник; пер.с англ. Н.И. Алмазовой. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. 336 с.

4.        Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: учебник для вузов по спец. «Менеджмент организации». 2-е изд., стереотип. М.: КНОРУС, 2006. 495 с.