УДК 338.43

ЗНАЧЕНИЕ ВЫСТАВОК КАК КОМПЛЕКСА ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА

 

THE IMPORTANCE OF EXHIBITIONS AS AN INSTRUMENT OF MARKETING-MIX

 

Корхова Е.Н., Корхов А.В.

(Брянский государственный технический университет, г.Брянск, РФ)

Korkhova E.N., Korkhov A.V. (Bryansk State Technical University, Bryansk, RF)

 

Рассмотрены цели и значение выставочной деятельности в комплексе инструментов маркетинга компании. Показано, что именно участие в выставках дает возможность добиться успеха в условиях конкурентной борьбы.

The objectives and importance of exhibition activity as an element of marketing-mix. It is shown that participation in exhibitions makes it possible to succeed in a competitive environment.

 

Ключевые слова: выставка, маркетинг, комплекс маркетинга

Key words: exhibition, marketing, marketing-mix

 

Выставочно-ярмарочная деятельность определяется как предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества [2].

Понятие выставочная деятельность включает в себя два основных направления. Первое рассматривается с точки зрения компаний или индивидуальных предпринимателей  -  организаторов выставок. Второе с точки зрения экспонентов – участников выставок. Эти направления объединены общими целями и заинтересованы во взаимном успехе. К общим целям организаторов и экспонентов можно отнести следующее:

·                        Коммерческий успех и установление деловых контактов.

·                        Наращивание нематериальных активов. Обе стороны заинтересованы в укреплении репутации и повышении узнаваемости компании.

·                        Создание положительного имиджа территории, на которой проходит выставка или регионов участников мероприятия.

·                        Глобализация выставочной деятельности. Все участники выставки заинтересованы в привлечении иностранных организаций.

В то же время в условиях жесткой конкурентной борьбы недостаточно просто производить качественную продукцию, необходимо донести информацию о ней до потребителя. Это важно для промышленных предприятий, планирующих выход на новый рынок. Без участия в выставочных мероприятиях здесь не обойтись. В связи с этим были сформулированы выставочные цели промышленного предприятия. Они должны включать следующие позиции:

— презентация предприятия и его продукции;

— демонстрация достижений и/или нововведений предприятия;

— анализ общей картины развития отрасли;

— сбор информации о рынке;

— оценка конкурентов;

— установление контактов с потенциальными покупателями;

— поиск представителей и партнеров.

Мы видим, что участие в выставочно–конгрессной деятельности занимает важное место в арсенале комплекса маркетинга. В отличие от виртуальных торговых площадок, на выставке можно непосредственно познакомиться со своей целевой аудиторий, оценить её платежеспособность и готовность купить товар, наладить контакт с потенциальными покупателями на нейтральной территории, что создает комфортные психологические условия для заключения сделки. Также действенным преимуществом выставочного мероприятия как средства маркетинговых коммуникаций является возможность продемонстрировать все стороны товара, «попробовать его на вкус» как в прямом, так и в переносном смысле.

Мы видим насколько велик потенциал у выставочной деятельности. Год от года растет ее значимость в механизме продвижения отечественных товаров и услуг. Особенно это актуально для отрасли пищевой  промышленности и агропромышленного комплекса. Перед ними стоят задачи  импортозамещения продукции путем наращивания собственного производства и увеличения инвестиций в его развитие.

Одним из самых важных событий в выставочной деятельности предприятий пищевой промышленности является международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо». Данное мероприятие ежегодно проходит в первых числах февраля в Москве. Его называют крупнейшим в России и Восточной Европе международным форумом и самым авторитетным ежегодным событием в сфере продовольствия и напитков (включая алкоголь).  «Продэксо» определяет вектор развития отечественной пищевой индустрии. Важным инструментом повышения имиджа производителей и качества продовольствия, поступающего на российский рынок, являются профессиональные конкурсы, которые проходят в рамках международной выставки «Продэкспо»: «Лучший продукт»,  «За высокие потребительские свойства товаров», «За успешное продвижение качественных товаров», «Инновационный продукт», «Выбор сетей» и др. За четверть века успех в конкурсах лучших товаров на «Продэкспо» стал самой весомой гарантией для производителей и потребителей, общепризнанным знаком качества и высокого доверия.

Как показывает практика, на выставки приезжают посетители высокого ранга: топ-менеджеры, специалисты, наделенные правом принимать стратегические решения. Такая тенденция создает условия для успешного использования концепции личностного маркетинга, когда упор делается на конкретного человека. В бизнесе, как и в жизни, доверительные отношения проще наладить при личном контакте.

Стоит отметить и уникальность выставки, как метода сбора информации о конкурентах. Компании участвуют в выставках, чтобы заявить о себе. Поэтому они заведомо «открыты», и менеджеры на стендах готовы рассказать вам то, что вы не узнаете, посетив их офисы, торговые залы, отделы продаж. Понаблюдав за стендами конкурентов, можно оценить общий план ведения маркетинговой стратегии компании, оценить сильные и слабые стороны ассортиментной политики.

Тесное взаимодействие всех участников выставочно-конгрессного мероприятия дает возможность отделу маркетинга провести целый комплекс исследований, организовать промоутерскую деятельность и наладить личные контакты с поставщиками, покупателями, партнерами, представителями власти и бизнес-элиты, а также значительно снизить риски ведения бизнеса [4].

 

Список использованных источников

1.    Бас В., Зимин И. Выставочная деятельность как инструмент повышения конкурентоспособности // Стандарты и качество. 2012. №9. С.40-43

2.    ГОСТ Р 53103-2008  Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения (с поправкой).

3.    Официальный сайт «Экспоцентр» URL: www.expocentr.ru (Дата обращения: 12.11.2017).

4.    Стрижакова Е.Н., Стрижаков Д.В. Оценка и анализ маркетинговых рисков // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 1. С.31-36.

5.    Тарасюк А. Выставки и ярмарки как механизм продвижения российских брендов товаров и услуг // Экспо-ведомости. 2016. №2. С.9-12.

6.    Шульгин М. Маркетинг на выставке: исследования конкурентов // Re-port.ru. 2006. URL: https://re-port.ru/articles/36738/ (Дата обращения: 12.11.2017).