УДК 658.8

ОЦЕНКА ПРОДУКТОВОГО ПОРТФЕЛЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

EVALUATION OF THE PRODUCT PORTFOLIO OF METALLURGICAL ENTERPRISE

 

Потехина Е.В. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева, Красноярск, РФ)

Potekhina E.V. (Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russia)

 

Ассортиментная политика является фундаментом всей маркетинговой деятельности предприятия. Анализ продуктового портфеля - важнейший инструмент товарной политики предприятия.

Assortment policy is the foundation of all marketing activities of the company. Analysis of the product portfolio is an important instrument of product policy of the enterprise.

 

Ключевые слова: товарная политика, портфель заказов, стратегия сбыта

Key words: grocery policy, product portfolio, sales strategy

 

Основой эффективной предпринимательской деятельности является постоянное развитие товарного ассортимента предприятия, это  обусловлено  изменением спроса на отдельные товары, появлением новых или усовершенствованием уже существующих товаров,  изменениями в товарном ассортименте конкурентов. Задача руководства фирмы  состоит в том, чтобы учитывая эти факторы обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие обеспечивается благодаря управлению товарным ассортиментом. Управление товарным ассортиментом осуществляется с помощью предложения рынку такого ассортимента товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения его:

широты - фирма может развить его ассортимент за счёт изготовления товаров новых ассортиментных групп;

глубины - фирма может увеличить количество ассортиментных позиций в отдельных ассортиментных группах и уменьшить их в других;

насыщенности - фирма может развивать ассортимент за счёт увеличения общего числа всех ассортиментных позиций;

гармоничности - фирма может добиться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.

Оценка производимых изделий, анализ их соответствия запросам покупателей позволяют принимать решения о снятии с производства устаревших товаров, модификации изготовляемых товаров и разработке новых видов продукции.

Товарная политика предприятий имеет как общие, так и особенные характеристики, определяемые, прежде всего, отраслевой спецификой. Рассмотрим практику управления товарным ассортиментом на примере предприятия цветной металлургии Красноярского края.

Ассортимент продукции предприятий цветной металлургии очень широк и разнообразен. Совокупность всех товаров, для выпуска которых имеются возможности в рамках организационно-экономических условий конкретного производства, характеризуется понятием «портфель продукции». Продуктовый портфель исследуемого предприятия включает 6 товарных линий, каждая из которых включает различные ассортиментные группы, отличающиеся размерно-качественными характеристиками (таблица 1).

 

Таблица 1 – Состав продукции предприятия

Номенклатура продукции

Ассортимент продукции

Профильное производство

 

архитектурно-строительные системные профили, интерьерные профили,  профили электротехнического и машиностроительного назначения, чертежные профили

Прутковое производство

 

прутки круглые прессованные, прутки квадратные прессованные,  прутки шестигранные прессованные, прутки круглые прессованные, полученные методом СПАТ

Трубное

производство

 

трубы, прессованные на игле, трубы, прессованные на рассекателе, трубы, изготовленные методом бухтового волочения, трубы в бухтах, трубы бесшовные холоднодеформированные и др.

Кузнечно-штамповочное производство

штамповки, поковки,  автомобильные колеса, мотоциклетные колеса

Литейно-плавильное производство

слитки цилиндрические, слитки плоские, слитки полые, слитки сплошные,  катанка алюминиевая в бухтах

Прокатное

производство

 

комплекты листов (катодные спуски), 

тонкая лента шириной до 440 мм, 

лакированная лента для изготовления ГРЗТС

 

Огромное разнообразие продукции предприятия затрудняет определить количественно показатель глубины ассортиментных групп и насыщенности.

Продуктовый портфель предприятия характеризуется его структурой (таблица 2).

 

Таблица 2 –Структура выпуска продукции предприятия

Наименование видов продукции

Структура выпуска продукции, %

2015 г.

2016 г.

Выпуск товаров для продажи, всего:

100

100

   в том числе

-плавильное производство

 

0,9

 

0,1

-прессовое производство

48,9

77,4

-кузнечно-прессовое производство

46,6

21,2

 -прокатное производство

3,6

1,3

 

В структуре выпуска продукции в стоимостном выражении наибольшую долю занимает продукция прессового и кузнечно-прессового производства (суммарно 98,6%).

Для оценки структуры продуктового портфеля применяются различные методы. Данное исследование проведено с использованием метода ABC-анализа, основанного на ранжировании объектов по выбранным показателям - объем сбыта, прибыль и валовая маржа. Идея метода состоит в том, что из всего множества продукции требуется выделить наиболее значимые, с точки зрения вклада в конечный результат.  Метод основан на  использовании  закона Парето (20/80), согласно которому, лишь 20 % товаров дают 80 % прибыли, а остальные 80 % продукции – 20% прибыли. При классическом анализе ассортимента предприятия  он делится на 3 категории следующим образом: A – позиции, которые приносят 80% дохода; B – 15%; C – 5% (таблица 3).

 

Таблица 3 – Сводная таблица результатов ABC-анализа

Группы товаров

Наименование продукции

Удельный вес группы в объеме выпуска

Число товаров в группе, шт.

Удельный вес количества товаров группы

А

Профили, трубы, прутки калиброванные, поковки

77,03

4

31,25

В

Штамповки, трубы (экспорт), штамповки дисков, профили комбинированные

17,96

4

25

С

Прутки, лента, диски колес, пластина, шина, штанга

5,01

7

43,75

Итого

100

16

100

 

Группу «А» представляет, в основном, продукция прессового производства (прутки, трубы); она обеспечивает  предприятию 73% выручки от продаж. Проблемы с этими товарами сразу приведут к большим потерям, поэтому на них требуется сосредоточить основные усилия, выделять лучшие ресурсы и оптимальное финансирование.  Группу «В» составила продукция, в основном,  профильного и кузнечно-штамповочного производств, а также отдельные ассортиментные позиции товаров из других номенклатурных групп. Эта категория  продукции также важна для предприятия, но контроль за ней не должен входить в первоочередные задачи, финансирование достаточно поддерживать на существующем уровне. Группу «С» составляет  продукция, в основном, литейно-плавильного,  прокатного производства, отдельные ассортиментные позиции кузнечно-штамповочного производства. Данная группа является малоценной для предприятия, так как обеспечивает всего лишь 5 % выручки от продаж,  но так как предприятие производит практически всю продукцию под заказ, данные виды продукции не могут быть исключены из ассортимента.

Состав продуктового портфеля предприятия определяется применяемой стратегией сбыта. В промышленности возможны две стратегии сбыта: продажа со склада и производство под заказ. Продажа готовой продукции со склада означает ее наличие на складе для будущих покупателей.  При производстве под заказ предприятие выбирает способы их получения - прямые заказы и участие в конкурсных торгах. С точки зрения управления заказами для предприятия основное отличие торгов от прямых заказов заключается в степени влияния на условия заказа: при прямых переговорах качественные и количественные характеристики заказа могут согласовываться. Напротив, при проведении торгов условия лота обычно фиксируют количество и требования к качеству, оставляя предметом конкуренции стоимость. Условия выбора стратегии сбыта под заказ: производство сложной и дорогостоящей продукции, продукции с узкой сферой применения и снижение риска от «затоваривания» складов. Исследуемое предприятие осуществляет производство продукции по прямым заказам, что позволяет влиять на  условия заказа.

Проведенный анализ структуры продуктового портфеля предприятия дает информацию, необходимую для выработки решений по его оптимизации – это, прежде всего, сокращение производства продукции группы «С». В то же время, состав продуктового портфеля обусловлен имеющимися  заказами. Но, поскольку, производство осуществляется по прямым заказам, предприятие   имеет возможность управлять ассортиментом, осуществляя отбор заказов с учетом значимости товарной группы для выручки от продаж и формирования прибыли.  При этом управление портфелем заказов должно включать определение нижнего уровня объема заказов с учетом загрузки производственных мощностей предприятия.

Список использованных источников

      1. Березовский И.С.  Стратегии формирования портфеля заказов на предприятии, выпускающем продукцию под заказ//Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/marketing/item/528-2011-07-26-06-41-50 (дата обращения 04.03. 2017)

       2. Веселов, А.И. Производственный подход к оценке товарной политики промышленных предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. №3. С.91-95.

3. Райков Ю. Н. Экономика предприятий обработки цветных металлов. М.: Интермет Инжиниринг, 2013. 78 с.