УДК 338.042

ФОРСАЙТ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

FORESIGHT IN STRATEGIC PLANNING OF TIMBER INDUSTRY COMPLEX

 

Шишмарёва А.В., Моисеева Е.Е. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, г.Красноярск, РФ)

Shishmareva A.V., Moiseeva E.E. (Siberian State University of Science and Technology named after Academician MF Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia)

 

В данной статье рассмотрено применение Форсайта при реализации стратегического планирования лесопромышленного комплекса, представлены основные этапы Форсайта и его методы.

This article describes the application of foresight in implementation of strategic planning of timber industry complex, presented the main stages of the foresight and its methods.

 

Ключевые слова: стратегическое планирование, Форсайт, форсайт-технологии

Key words: strategic planning, foresight, foresight technologies

 

Леса России – один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, выполняющий важнейшие средообразующие и средозащитные функции. Отечественный лесопромышленный комплекс (ЛПК) Российской Федерации включает в себя следующие виды деятельности: деревообрабатывающую и целлюлозо-бумажную промышленности, эколого-рекреационная деятельность; производство лесохимической продукции и мебели, а так же использование недревесных лесных ресурсов и т.д. Имеющиеся запасы лесных ресурсов Российской Федерации позволяют обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров.

В настоящий момент лесопромышленный комплекс Российской Федерации является динамично развивающимся сектором российской экономики. Но, не смотря на это, перед отечественным лесопромышленным комплексом стоит ряд проблем, среди которых:

-         Высокая сложность получения древесных ресурсов;

-         Низкая степень использования лесного сырья;

-         Ограниченный масштаб внутреннего рынка;

-         Низкая инвестиционная привлекательность создания новых производств по переработке леса;

-         Низкий уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения.

-         Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей использование и воспроизводство лесов [1].

Важным шагом на пути устранения вышеперечисленных проблем должна стать адаптация к условиям развития отечественного ЛПК, а так же применение комплекса методов и инструментов, апробированных в хозяйственной практике развитых стран. Развитие лесной промышленности должно осуществляться с использованием принципов и методов стратегического планирования.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством и ведущих к разработке специфических стратегий, предназначенных помочь организациям достичь своих поставленных целей [2]. Процесс стратегического планирования представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Этапы стратегического планирования [4]

 

Важными особенностями стратегического планирования являются:

-         Стратегия разрабатывается высшим руководством;

-         Стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными и должен быть гибким для возможности изменения;

-         Планирование должно приносить пользу и способствовать успеху организации.

В стратегическом планировании важное место отводится этапу разработки стратегий развития на долгосрочный период. Именно разработка стратегии позволит на основе реальной и объективной оценки обосновать и выбрать наиболее рациональные направления обеспечения эффективности работы лесопромышленного комплекса, соблюдая баланс экономических, экологических и социальных интересов.

Основной целью дальнейшего стратегического развития отечественного ЛПК является повышение долгосрочной конкурентоспособности и вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России. Для достижения заявленных показателей необходимо осуществлять:

-         Поддержку проектов развития перерабатывающих производств;

-         Стимулирование спроса и развитие рынков сбыта;

-         Обеспечение доступности существующей сырьевой базы;

-         Развитие кадрового, технологического и научного потенциала [1].

Неравномерное распределение лесных угодий по стране и не высокие темпы воспроизводства придают им стратегическую важность. Лесной сектор является интересным объектом для Форсайт-исследований.

Форсайт – совокупность подходов к включению долгосрочных прогнозных оценок в процесс принятия решения, предполагающих наряду с формализованными аналитическими процедурами участие информированных действующих лиц в анализе и обсуждении результатов. Форсайт не является антиподом прогнозирования, а гармонично его дополняет. Форсайт предназначен не сколько для предсказания будущего, сколько для его формирования [3]. Этапы внедрения Форсайта представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Стадии Форсайта [3]

 

Практическая значимость Форсайта заключается в систематической и полномасштабной оценке информации о будущем, высокой точности определения научно-технических тенденций, которая достигается за счет использования особой методологии. Основные методы, которые используются на сегодняшний день при проведении Форсайтов, отражают его разные функции – прогнозирование тенденций, анализ существующей ситуации, выработку новых идей относительно будущего. Ряд методов, наряду с указанными функциями обеспечивает взаимодействие разработчиков. В таблице 1 представлена группировка методов Форсайта. Безусловно, некоторые методы могут служить и для анализа и для выработки идей.

Для эффективного и продуктивного внедрения Форсайт-технологий в стратегическое планирование лесопромышленного комплекса возможно последовательное сочетание нескольких методик Форсайта, основными из которых является «Метод Дельфи», «Мозговой штурм», «Экспертная панель», «Метод дорожных карт» и т.д.

На начальном этапе внедрения Форсайта необходимо провести анализ лучших зарубежных Форсайт-исследований, и подобрать компетентных экспертов для разработки плана действия и выделения основных аспектов исследования с учетом направлений развития ЛПК, представленных в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации.

 

Таблица 1 – Методы Форсайта

Методы прогнозирования

Методы анализа

Методы выработки идей

Новые креативные методы

Метод Дельфи

SWOT

Экспертные обсуждения

Дикие карты

 

Разработка сценариев

Анализ взаимного влияния

Фокус-группы

 

Метод дорожных карт

Экстраполяция тенденций

Сканирование окружающей среды

Мозговые штурмы

 

Метод дерева релевантности

Имитационное моделирование

Экспертная панель

 

Конференции

 

Метод критических технологий

Анализ взаимных воздействий

Экспертная панель

 

 

Метод исторической аналогии

Метод Дерева Релевантности

Морфологический анализ

 

 

В результате построения экспертных панелей cформируется перечень основных критериев или показателей, по которым будет проводиться экспертная оценка. Возможны корректировка и изменение социально-экономических целей, на решение которых могут быть направлены разрабатываемые мероприятия по развитию отечественного ЛПК.

Реализация Форсайт-технологий – трудоемкий и долговременный процесс, занимающий от 1 до 3 лет. Предложенный вариант внедрения Форсайт-технологий в стратегическое планирование позволит усовершенствовать систему стратегического планирования и достичь определенных показателей, запланированных в стратегии развития лесного комплекса РФ.

 

Список использованных источников

1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Приказ Минпромторга РФ № 248/482 от 31.10.2008 г. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420345251 (дата обращения 14.11.2017).

2. ФЗ от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru/70684666/(дата обращения 17.11.2017).

3. Страхов В.В. Форсайт в лесном секторе стран Европейского союза [Электронный ресурс] // Форсайт. 2014. №16. С.10-15. Режим доступа:  https://elibrary.ru/download/elibrary_16211724_31392800.pdf (дата обращения 14.11.2017).

4. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. М.: Дашков и К, 2016. 468 c.