УДК  684:338.486.41

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

INVESTIGATION OF BUSINESS ACTIVITY OF THE FURNITURE ENTERPRISE

 

 Тарасова И.Н., Фроленкова Ю.В. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева, г. Красноярск, РФ)

Tarasova I.N, Frolenkova Y.V. (Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russian Federation)

 

Рассмотрены вопросы повышения деловой активности предприятия

The issues of increasing the business activity of the enterprise
 

Ключевые слова: выручка от продаж, мебель, деловая активность

Key words: sales revenue, furniture, business activity

 

Деловая активность предприятия оказывает существенное влияние на формирования финансового результата. Вопросы повышения деловой активности предприятия рассмотрены на примере мебельной компании, существующей на рынке г. Красноярска 16 лет. Предприятие выпускает мебель для населения и офисов. Динамика выручки от продаж, прибыли и рентабельности представлена в таблице 1. Предприятие имеет достаточно высокий темп роста выручки от продаж, но низкий уровень прибыли и рентабельности.

 

Таблица 1-Динамика выручки от продаж, чистой прибыли и рентабельности   

Наименование показателя

2015

2016

Отклонение

Темп роста, %

Выручка, тыс. руб.

3984

4693

709

118

Прибыль от продаж, тыс. руб.

317

497

180

157

Чистая прибыль, тыс. руб.

62

128

66

206

Рентабельность продаж, %

 

 

 

 

  -по прибыли от продаж

7,9

10,6

2,7

-

  -по чистой прибыли

1,6

2,7

1,1

-

 

Выпуск продукции для продажи за отчетный год (таблица 2) составили       4,7 млн. руб. Выпуск продукции возрос на 0,7 млн. руб., или на 18 %. В структуре выпуска продукции наибольшую долю 49 % составила мебель для спальни. На долю выпуска мебели для гостиной приходится 22 %, для прихожих-16%. Причиной увеличение выпуска продукции для продажи является рост выпуска по всем позициям за исключением мебели для гостиной.

Среднегодовая величина оборотных активов в отчетном году составила 17,9 млн. руб. (таблица 3). Величина оборотных активов уменьшилась на 2,5 млн. руб. В структуре оборотных активов в отчетном году наибольшую долю (42%) составляют финансовые вложения. Доля запасов-40%, доля прочих оборотных активов -12%. В структуре произошли изменения. Снизилась доля финансовых вложений на 8,1%. Доля запасов увеличилась на 5,9%. Произошло увеличение доли прочих оборотных активов на 0,8%.

 

Таблица 2 - Анализ структуры выпуска продукции

Наименование продукции

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

Темп    роста, %

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Спальня

2231

56

2300

49

69

103

Гостиная

1036

26

1033

22

-3

100

Прихожая

  279

7

751

16

472

269

Кабинет

  199

5

328

7

129

165

Мягкая мебель

  239

6

281

6

43

118

Всего

 3984

100

4693

100

709

118

 

На уменьшение оборотных активов повлияло уменьшение финансовых вложений. Среднегодовая величина финансовых вложений в отчетном году составила 7, 5 млн. руб. Величина финансовых вложений уменьшилась на 2,7 млн. руб. или 27%.

 

Таблица 3- Анализ состава и структуры оборотных активов

Наименование показателя

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

Темп роста, %

Структура,%

прошлый

год

отчетный год

Среднегодовая величина оборотных активов всего,   тыс. руб., в том числе:

20518

17919

-2600

87

100

100

-запасы, включая НДС

7004

7165

161

102

34

40

-дебиторская задолженность

586

782

196

133

3

4

-финансовые вложения

10320

7565

-2756

73

50

42

-денежные средства и денежные эквиваленты

155

115

-40

74

1

1

-прочие оборотные активы

2453

2292

160

93

12

13

 

Деловая активность предприятия низкая (таблица 4). Коэффициент оборачиваемости оборотных активов в целом по предприятию составил 0,2. Финансовые вложения и запасы в среднем обращаются 0,6 раз в год; прочие оборотные активы -1,9 раз. Период оборота оборотных активов в отчетном году 1487 дней (более 4 лет). Период оборота уменьшился на 487 дней. Период оборота финансовых вложений 627,7 дней. Период оборота финансовых вложений уменьшился на 365,2 дней. Период оборота запасов равен 594,5 дня. Он уменьшился на 79,3 дня. Период оборота прочих активов составляет 190,2 дней. Он снизился на 45,8 дней.

Деловая активность предприятия немного улучшилась, так как увеличился коэффициент оборачиваемости оборотных активов и снизился период оборота. Сумма условно высвобождения средств за счет ускорения оборачиваемости оборотных активов составила 5,9 млн. руб.

 

Таблица 4-Анализ показателей деловой активности

Наименование показателя

Прошлый год

Отчетный год

Выручка от продаж, тыс. руб.

3742

4339

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

0,182

0,242

  -запасы, включая НДС

0,5

0,6

  -дебиторская задолженность

6,4

5,5

  -финансовые вложения

0,4

0,6

  -денежные средства и денежные эквиваленты

24,0

37,7

  -прочие оборотные активы

1,5

1,9

Период оборота оборотных активов, дни

1974

1486

  -запасы, включая НДС

674

595

  -дебиторская задолженность

56

65

  -финансовые вложения

993

628

  -денежные средства и денежные эквиваленты

15

10

  -прочие оборотные активы

236

190

Сумма условно высвобождения средств за счет ускорения оборачиваемости оборотных активов,       тыс. руб.  

5870

 

С целью улучшения финансового состояния и деловой активности предприятию необходимо увеличить долю продукции, выпускаемой на заказ. Это снизит запасы готовой продукции на складе и увеличит скорость расчетов. Необходимо закупать фурнитуру для мебели в розницу, а не оптом, что снизит величину неликвидов по материалам. Актуальным вопросом для предприятия является активизация рекламных мероприятий. Первоочередным вопросом является создание сайта предприятия в сети Интернет с указанием контактной информации и видов продукции. В дома новых микрорайонов следует распространять буклеты и рекламные листы о выпускаемой продукции и предусмотреть выезд сотрудников предприятия на дом заказчика для проведения замеров и составления эскизов мебели в удобное время для клиента.

 

Список использованных источников

1.Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия.  М.: Дело и сервис, 2016. 272 c.