УДК 334.021:630

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ

ANALYSIS OF FORMATION OF TIMBER INDUSTRIAL CLUSTERS IN RUSSIA

 

Верховая О.В., Кожемяко Н.П., Фитчин А.А. (АО «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса» г.Москва, РФ

ФГБОУ ВПО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», г.Брянск, РФ)

Verchovaia O.V., Kozhemiako N.P., Fittchin A.A. (State Scientific Center for the timber industry complex, Moscow, Russian Federation, Bryansk state engineering-technological University, Bryansk, Russian Federation   )

 

В статье анализируется нормативно-правовая база по поддержке создания и развития лесопромышленных кластеров в Российской Федерации. Выявляются фундаментальные факторы, сдерживающие реализацию кластерной политики в ЛПК России. Предлагаются приоритетные направления поддержки лесопромышленных кластеров.

The article discusses the regulatory framework for supporting the creation and development of timber industrial clusters in the Russian Federation. The authors identify the fundamental factors constraining the implementation of cluster policy in the Russian timber industry complex. The priority directions of the state support fortimber industrial clusters are proposed.

Ключевые слова: Лесопромышленный кластер, кластерная политика, нормативно-правовая база, государственная поддержка.

Keywords: Timber industrial cluster, cluster policy, regulatory framework, state support.

 

Российская Федерация, обладая самой большой площадью лесов в мире и находясь на втором месте по запасам древесины, по объёмам добавленной стоимости в производстве лесобумажной продукции уступает многим странам мира. Среди системных проблем, снижающих эффективность отрасли, нужно отметить неравномерное развитие лесопереработки по территории страны, низкий уровень научно-технического обеспечения развития техники и технологий, неразвитость кооперационных связей и отсутствие стратегического подхода к управлению использованием лесных ресурсов [1; 2; 17; 19].

Одним изметодов, позволяющих эффективно реализовывать потенциал экономического роста, является кластерный подход. Основоположником кластерной теории признанно считается Майкл Портер, согласно определению которого кластеры представляет собой «...сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определённых областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [8].

Сотрудничество в рамках кластеров является одной из эффективнейших форм для поддержания и повышения конкурентоспособности предприятий и организаций, удержания позиций в отрасли, внедрения инноваций и т.д.  Положительный опыт создания лесопромышленных кластеров имеется практически во всех странах с высокоразвитой лесной промышленностью (Финляндия, Германия, США, Канада и другие)[5; 18; 20].

В Российской Федерации интерес к теории кластеров возник в начале 2000 годов, начали появляться работы российских исследователей в области кластерного развития. Официально первым созданным в нашей стране кластер считается сформированный в 1999 г. «Санкт-Петербургский инновационный территориальный кластер радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций»[11].

Однако официальные документы, устанавливающие рамки кластерной политики в нашей стране, были утверждены только в 2008 году [4; 13].

С 2010 г. Министерство экономического развития Российской Федерации начало предоставление субсидий регионам для создания и функционирования центров кластерного развития для поддержки малого и среднего предпринимательства [7].

С 2012 г. в рамках реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»[12] Минэкономразвития России начало оказывать поддержку пилотным инновационным территориальным кластерам, однако туда вошли только кластеры со специализацией в 6 высокотехнологических направлениях: ядерные и радиационные технологии; производство летательных и космических аппаратов, судостроение; фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность; новые материалы; химия и нефтехимия; информационные технологии и электроника[7].

Нормативная база государственной поддержки формирования и развития региональных промышленных кластеров была утверждена только 31 декабря 2014 года Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» № 488-ФЗ[16].

Требования к промышленным региональным кластерам и их специализированным организациям для целей применения к ним мер стимулирования утверждены постановлением Правительства РФ №779 от 31 июля 2015 г.[10].

В их составе:

–         условие территориальной близости и функциональной зависимости участников;

–высокий уровень кооперации участников (не менее 20 %);

–         инфраструктурные требования по составу участников;

–         условие соответствия стратегии пространственного развития и схемам территориального планирования;

–         требования к высокой производительности труда и преобладающему количеству высокопроизводительных рабочих мест;

–         требования к созданию специальной организации промышленного кластера.

Данные требования достаточно универсальны, но особенности лесопромышленного комплекса они учитывают не в полной мере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 41[9] были утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции в целях импортозамещения. Предоставление государственной поддержки кластерным образованием осуществляется в два этапа: на первом – кластерное образование в заявительном порядке подтверждает свое соответствие требованиям и попадает в реестр, формируемый Минпромторгом, на втором - предусматривается подготовка проекта бюджетного субсидирования.

В апреле 2016 года Минпромторг РФ начал вести реестр промышленных кластеров и специализированных организаций, на конец 2017 года в него вошло 20 кластеров, среди них 2 лесопромышленных.

Всего же на данный момент, согласно реестру НИУ ВШЭ, в России сформировано 7 кластеров, из которых 2 включены в реестр промышленных кластеров Минпромторга России, а 5 - поддерживаются центрами кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства (таблица 1).

Таблица 1 – Перечень лесопромышленных кластеров в Российской Федерации[11]

№ п/п

Название

Регион

Специализация

Статус

Год создания

Количество участников

Уровень развития

1

Лесопромышленный кластер Республики Коми

Республика Коми

Лесоводство и деревообработка; целлюлозно-бумажное производство

Включен в перечень промышленных кластеров, утверждаемый Минпромторг России

2015 г.

15

Начальный

2

Инновационный территориальный лесопромышленный кластер Архангельской области «ПоморИнноваЛес»

Архангельская область

Лесоводство и деревообработка; целлюлозно-бумажное производство

Включен в перечень промышленных кластеров, утверждаемый Минпромторг России

2014 г.

31

Средний

3

Кластер деревянного домостроения и деревообработки Вологодской области

Вологодская область

Лесоводство и деревообработка; целлюлозно-бумажное производство

Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства

2014 г.

19

Начальный

4

Промышленный кластер Пестовского муниципального района Новгородской области

Новгородская область

Лесоводство и деревообработка; целлюлозно-бумажное производство

Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательств

2014 г.

28

Начальный

5

Некоммерческое партнерство "Лесопромышленный кластер Ханты-Мансийского автономного округа-Югры"

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Лесоводство и деревообработка; целлюлозно-бумажное производство

Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства

2013 г.

18

Начальный

6

Мебельный кластер Воронежской области

Воронежская область

Производство мебели

Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательств

2013 г.

13

Начальный

7

Кластер производителей мебели, деревообработки и смежных отраслей

Республика Саха (Якутия)

Лесоводство и деревообработка; целлюлозно-бумажное производство

Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства

2009 г.

11

Начальный

До появления законодательной базы по поддержке промышленных кластеров попытки создания лесопромышленных кластеров в различных регионах России заканчивались неудачей. Утверждение Федерального Закона «О промышленной политике»дало толчок к активной работе по формированию лесопромышленных кластеров во многих регионах. Создаются мебельные кластеры в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Ростовской области, лесопромышленные кластеры в Республике Башкортостан и в Дальневосточном федеральном округе.

Наши исследования[3; 17; 18; 19]показали наличие объективных предпосылок для создания лесопромышленного кластера в Томской области (значительные запасы лесосырьевых ресурсов; выгодное географическое положение, близость к потребителям на внешнем рынке; наличие конкурентоспособных предприятий, сконцентрированных на территории, с относительно высоким технологическим уровнем производства и производительностью труда и т.д.) С учётом наших предложений, в марте 2017 года на общем собрании организаций-участников и представителей Администрации Томской области было принято решение о создании Лесопромышленного кластера Томской области[6].

Тем не менее, реализация кластерной политики в России по-прежнему осуществляется достаточно медленно. Сформированные лесопромышленные кластеры будут способствовать развитию отрасли, однако пока их количество недостаточно для повышения конкурентоспособности и инновационного ЛПК Российской Федерации. Кроме того, все существующие на сегодняшний день региональные лесопромышленные кластеры находятся на начальном этапе развития, вне зависимости от времени создания [15].

Реализацию кластерной политики в лесопромышленном комплексе сдерживают как отраслевые системные проблемы, так и ряд факторов общего характера: излишние административные барьеры, несовершенство законодательной базы поддержки кластеров, неправильный подход либо отсутствие поддержки кластерных инициатив со стороны властей разного уровня и многие другие [1; 2; 2; 3; 14; 17; 18].

Приоритетными направления поддержки кластерной политики в ЛПК для решения существующих проблем должны стать[18]:

1.        Совершенствование законодательства в соответствии со специфическими особенностями лесопромышленного комплекса и с учётом опыта создания кластеров в России и за рубежом;

2.        Обеспечение доступности к кредитным ресурсам, для инвестиций в капиталоёмкие проекты с длительным сроком окупаемости и разработка исчерпывающих мер поддержки;

3.        Поддержка инновационной направленности развития отраслей лесопромышленного комплекса;

4.        Стимулирование внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию лесопромышленных предприятий.

Список использованных источников

1.                     Кожемяко, Н.П. Кластеры как форма повышения конкурентоспособности предприятий лесного сектора [Текст] / Н.П. Кожемяко, A.A. Глазков // Экономика и управление собственностью. 2010. № 4. С. 34–38

2.                     Кожемяко, Н.П. Управление стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации на принципах частно-государственного партнерства: монография [Текст] /Н.П. Кожемяко. М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», 2011. 160 с.

3.                     Кожухов, Н.И. Концептуальные подходы к формированию лесопромышленных кластеров в России [Текст] / Н.И. Кожухов, Н.П. Кожемяко, А.А. Фитчин // Лесотехнический журнал. 2017. Т. 7. № 3. С. 236-253.

4.                     Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации" (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 № 20615-ак/д19): [Электронный ресурс]: URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747 (дата обращения 20.11.2017)

5.                     Нарышкин, А.А. Особенности функционирования неоконсервативной модели экономики на примере лесопромышленного кластера Финляндии /А.А.Нарышкин, А.Е.Тюрин // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2013. № 3 (95). С. 205-210.

6.  Официальный сайт Департамента лесного хозяйства Томской области: [Электронный ресурс]: URL: https://deples.tomsk.gov.ru/ (дата обращения 20.11.2017)

7.                     Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под. ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. 92 с.

8.                     Портер, М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.

9.  Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 41 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» :[Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193186/(дата обращения 20.11.2017)

10.                Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 (ред. от 26.09.2016) «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (вместе с «Требованиями к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности»: [Электронный ресурс]: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183798/ (дата обращения 20.11.2017)

11.                Проект НИУ ВШЭ «Карта кластеров»: [Электронный ресурс]: URL: http://clusters.monocore.ru (дата обращения 20.11.2017)

12.                Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» :[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения 20.11.2017)

13.                Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 20.11.2017)

14.                Саханов, В.В. Проблемы реализации кластерной политики в лесопромышленном комплексе России [Текст] / В.В. Саханов, А.А. Фитчин // Инновационное развитие территорий: государство, бизнес, общество сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, посвященной 20-летию Южно-Уральского института управления и экономики. науч. ред. О.С. Нагорная, А.В. Молодчик. г. Челябинск. - 2015. - С. 84-92.

15.                Стариков,Е.Н. Кластерный механизм как эффективный инструмент трансформации экономико-технологической реальности в лесном секторе экономики региона (на примере Свердловской области)[Текст]/ Е.Н.Стариков, Н.К. Прядилина, Л.А. Раменская, Н.А. Вукович // Лесотехнический журнал. 2017. №3 (27). С.314-325.

16.                Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (последняя редакция) «О промышленной политике в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] : URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения 20.11.2017)

17.                Фитчин, А. А. Кластерный подход как основа эффективного использования лесных ресурсов [Текст] / А.А. Фитчин, Н.П. Кожемяко // Экономика и предпринимательство. - 2016. № 11-2 (76-2) – С. 538-545.

18.                Фитчин, А. А. Развитие кооперации предприятий в рамках региональных лесопромышленных кластеров [Текст] / А.А. Фитчин // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. Т. 10. № 4 (334) – С. 464-478.

19.                Фитчин, А.А. Внедрение кластерного подхода при формировании организационно-экономического механизма с целью повышения эффективности использования древесных ресурсов [Текст] / А.А. Фитчин // Развитие идей Г.Ф. Морозова при переходе к устойчивому лесоуправлению: материалы международной научно-технической юбилейной конференции 20-21 апреля 2017 г. / отв. ред. С. М. Матвеев; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2017. - С. 370-372.

20.                Хаиров, Б.Г. Формирование регионального лесопромышленного инновационно-логистического кластера (РЛП ИЛК)[Текст] /Б.Г.Хаиров, Т.А.Прокофьева // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 2. С. 55.