УДК 634.0.89

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРОИЗВОДСТВА  НЕ ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ ЛЕСА

 

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MEDICAL AND ENVIRONMENTAL PRODUCTION SYSTEMS NON WOOD PRODUCTS OF THE FOREST

 

Апсалямова С.О.

(Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, РФ)

Apsaliamova S.O.  

(Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia)

 

Рассмотрены вопросы развития и направления региональной экономики, на основе медико-экологических систем производства не древесных продуктов леса

The questions of development and direction of the regional economy, on the basis of medico-ecological systems of production of non-wood forest products

 

Ключевые слова: лес, экономика, экология, инвестиции, инновации.

Key words: forest, economy, environment, investment, innovation.

 

При широком рассредоточении ресурсов (практически по всей территории юга Российской Федерации), из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры, гористости и заболоченности угодий преобладающая часть ресурсов остается недоступной для хозяйственного освоения.

При использовании многих растительных ресурсов для большинства видов продукции требуется срочная переработка, в ряде случаев (папоротник, грибы и т. п.) в день сбора. Однако перерабатывающих пунктов явно недостаточно, а их оборудование физически и морально давно устарело и не позволяет оперативно изготовить высококачественную продукцию, да еще в обширном ассортименте [1].

По товарному виду и разнообразию продукты переработки не древесных продуктов леса не выдерживают конкуренции с аналогичной импортной продукцией (которая по качеству часто уступает местной) не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Это приводит к свертыванию производства не древесных продуктов леса. В результате многие предприятия прекращают свою деятельность или перепрофилируются [2].

Определенные сложности в освоении не древесных растительных ресурсов возникают из-за трудности учета и прогнозирования их урожая по годам (от обильного до почти полного отсутствия), широкого диапазона видов (сотни) и размеров заготовки каждого из них (от килограммов некоторых лекарственных растений до сотен тонн, например, брусники), а также сезонности и сроков сбора (от 2—3 месяцев до нескольких дней).

Сбор и заготовка дикоросов не контролируется со стороны милиции и других соответствующих органов, что способствует их хищническому использованию и истощению в ряде наиболее доступных угодий ресурсов ценных лекарственных и ягодных растений.

Обезличенное пользование ресурсами дикорастущих растений и грибов, отсутствие конкретного пользователя угодий ведет к неравномерному их освоению и к сокращению ресурсов [3].

Действующие в настоящее время нормативные документы, регламентирующие сбор и заготовку дикорастущих растений и грибов, как на федеральном уровне, так и по субъектам Федерации несовершенны, отдельные аспекты использования не древесных ресурсов вообще не регламентируются [4].

Общий социально-экономический кризис в стране, отсутствие соответствующих правовых, организационных и экономических условий хозяйствования отрицательно влияют на развитие отрасли.

Исходя из вышеизложенного, важнейшими проблемами развития отрасли, по нашему мнению, являются:

- Несовершенство правовой базы развития отрасли. При этом сама отрасль даже не имеет формального названия. Отсутствие федерального закона «О растительном мире» подобно закону «О животном мире». Отсутствие в субъектах Федерации Правил «Сбора и заготовок дикорастущих растений и грибов».

- Неупорядоченное пользование угодьями дикоросов.

- Слабая организация работы по учету и прогнозированию ресурсов. Постоянно действующей системы учета ресурсов дикорастущих растений и грибов не существует. Проводятся только локальные и спорадические работы в этом направлении, а без данных учета невозможно осуществить рациональное их использование.

- Крайне низкая эффективность контроля за использованием не древесных ресурсов.

-Отсутствие лесохозяйственных и агротехнических работ по окультуриванию и повышению урожайности угодий дикорастущих растений.

-Высокая доля транспортных расходов в составе затрат предприятий.

-Слабая и устаревшая материально-техническая база отрасли.

-Несоответствие технологий, используемых предприятиями отрасли, современным требованиям и как следствие невозможность получения высококачественной и разнообразной продукции, конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

-Недоступность кредитных ресурсов и отсутствие приемлемых источников инвестиций у большинства предприятий для совершенствования МТБ и внедрения передовых технологий производства.

-Несовершенство или полное отсутствие необходимого статистического учета и отчетности сбора, заготовки и продаж дикоросов.

-Отсутствие системной маркетинговой деятельности. Предприятия не располагают информацией о том, какой товар нужен рынку, какова емкость внутреннего и внешнего рынков. Нет должной рекламной поддержки реализуемого продукта.

-Неразвитость заготовительной сети затрудняет доставку не древесных ресурсов от собирателя до переработчика / производителя.

В случае формирования относительно благоприятных условий развития отрасли в ближайшие годы объем закупок продукции тайги может увеличиться до 60—70% от уровня 1986—1990 гг., а в дальнейшем и превзойти данные показатели. Ограничивающими факторами роста при этом практически по всем видам ресурсов могут быть экономические, организационные, технологические факторы, но отнюдь не потенциальная продуктивность угодий [5,10].

Со становлением и. развитием нормальной рыночной экономики значение рационального использования дикорастущих растений и грибов будет возрастать. Это обусловлено рядом факторов.

Во-первых, обострением продовольственной проблемы в мире и ростом дефицитности экологически чистой продукции, к которой относятся дикорастущие орехи, ягоды и грибы.

Во-вторых, ростом потребности в лекарственных формах растительного происхождения.

В-третьих, в ряде мест (особенно там, где запрещены главные рубки леса или где они уже прошли) использование не древесных растительных ресурсов является основной деятельностью по сырьевому использованию лесных массивов и существенным источником роста доходов местного населения.

В-четвертых, цены на «продукты тайги», по мнению местных экспертов, будут расти быстрее, чем на сельскохозяйственные продукты, что будет стимулировать освоение природных ресурсов.

В-пятых, с ростом благосостояния местного населения, повышением его покупательной способности и развитием внешнеэкономических связей, будет расти и спрос на деликатесную продукцию тайги, что будет стимулировать ее производство.

Рекомендации по формированию условий развития рынка не древесных продуктов леса, необходимо принять федеральный закон «О растительном мире», в котором должны быть четко прописаны вопросы регулирования отношений, возникающих при владении, пользовании, распоряжении всеми объектами растительного мира и их охране, введения платы за пользование ресурсами, а также ответственности за нарушения законодательства по природопользованию. Кроме того, необходимы законы субъектов РФ «О сборе и заготовках дикорастущих растений и грибов», которые явились бы регламентирующим документом по рациональному ведению деятельности. В законах должны быть надежно защищены интересы пользователей ресурсов дикорастущих растений, в частности, указано, что они могут лишаться прав пользования природными ресурсами только при нарушении соответствующих положений законодательных актов, а не по желанию чиновников любого ранга [6,9].

Целесообразно обеспечить режим льготного кредитования предприятий, занимающихся производством и заготовкой недревесной продукции леса (со ставкой до 10% годовых), которые наряду с сельскохозяйственными, участвуют в обеспечении продовольственной безопасности страны. Для этого возможно создание специализированного банка. Перспективным, является усиление работы по получению зарубежных кредитов, а также средств по линии грантов.

Для улучшения охраны угодий, проведения учета и рационального использования ресурсов необходимо разделить угодья на коммерчески используемые (арендованные) и используемые для сбора продукции для личного потребления (специально выделенные органами лесной охраны). При аренде пользователи-арендаторы будут заинтересованы в проведении работ по окультуриванию и повышению урожайности естественных зарослей дикорастущих растений. На специально выделенных участках для сбора продукции для личного потребления органами лесной охраны будут строго регулироваться допустимые сроки и способы сбора [7,8].

В районах наибольшей концентрации дикорастущих растений и грибов (зона кедрово-широколиственных лесов, а также центральная часть территории юга Российской Федерации) необходимо иметь, по мнению специалистов, как минимум 30 стационарных перерабатывающих цехов и около 50 компактных, недорогих и мобильных установок по выработке десятков видов продукции, а не 4—5 видов как в настоящее время. Внедрение новых технологий переработки пищевого сырья позволит получать разнообразную, высококачественную, натуральную, уникальную продукцию, которая будет конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Оценочная стоимость одного крупного цеха по переработке не древесных продуктов леса равна 1 200 тыс. руб., а небольшого цеха — 300 тыс. руб. Общий размер необходимых инвестиций на их приобретение и строительство равен 51 млн. руб. (30 х 1 200 = 36 000 + 50 х 300 = = 15 000 тыс. руб.). На приобретение транспортных средств, других объектов и строительство производственных помещений необходимо, по оценкам специалистов, еще минимум 21 млн. руб. Следовательно, общая сумма требуемых инвестиций на обследованных территориях только на развитие производства составит 72 млн. руб. Для предприятий, занимающихся переработкой не древесных ресурсов леса, эта сумма внушительна. Самостоятельно, без соответствующей институциональной поддержки решить они ее не смогут. Следует отметить, что при благоприятных условиях хозяйствования рентабельность предприятий может составить 15—20%, а инвестиции могут окупиться за 4 года [8,10].

Для расширения деятельности на зарубежных рынках целесообразно создание в отрасли совместных предприятий. Привлечение зарубежных специалистов и капитала обеспечит российским предпринимателям доступ к дополнительным инвестициям, к современным рыночным и производственным технологиям. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках.

Для решения проблем ведения бизнеса, стоящих перед всеми субъектами рынка не древесных продуктов леса, целесообразно предусмотреть создание единой Российской ассоциации пользователей не древесных продуктов леса, координирующей деятельность ее территориальных отделений.

С целью решения маркетинговых проблем субъектов рынка не древесных продуктов леса следует, по нашему мнению, создать единый маркетинговый центр как коммерческое подразделение «Российской ассоциации пользователей не древесными продуктами леса». Успешная деятельность подобного Центра поможет обеспечить развитие отрасли, с точки зрения расширения производства, рекомендуемых коммерческих продуктов и выявить те виды не древесных продуктов леса, которые в настоящее время практически не заготавливаются и мало известны рынку (орехи, некоторые виды грибов, мох и др.) [1, 9].

Для обеспечения функционирования рынка не древесных продуктов леса необходимо создание благоприятных правовых и экономических условий для развития системы заготовительных организаций не древесных продуктов леса, как наиболее слабого звена на рынке не древесных продуктов леса.

 

Список использованных источников

1 Хашир Б.О.,  Хуажев О.З. Формирование экономических, медицинских и социальных систем в сфере эффективного лесопользования. ООО «Издательский дом - Светочъ», Краснодар. 2014 . 296с.

2 Хашир Б.О.,  Хуажев О.З. Прогнозирование и  определение требуемой прибыли и  соответствующих цен на производство лесной продукции.  Научное издание «Лесотехнический журнал» Воронеж. ВГЛТА.Т. 4 №1 2014 С. 243- 253

3 Хашир Б.О.,  Хуажев О.З. Мониторинг показателей процессов, обеспечивающих регулирование устойчивого развития лесного сектора. Научное издание «Лесотехнический журнал» Воронеж. ВГЛТА. Том 4 №1 (13). 2014. С. 243- 253

4 Хуажев О.З., Хут Р.А. Сущность и факторы устойчивого развития региональной лесной экономики// Экономика  и эффективность организации производства. 2014. №20.   С. 27-30.

5 Хуажев О.З., Хачемизов А.Р. Анализ  деятельности, направленной на сохранение окружающей среды и биоразнообразия лесов Краснодарского края// Экономика  и эффективность организации производства. 2014. №20. С.38-41.

6 Хашир Б.О.,  Хуажев О.З. Организационно-экономические механизмы мониторинга показателей процессов, обеспечивающих устойчивое развитие лесного сектора. /Organizational and Economic Mechanisms for Monitoring of Processes Ensuring Sustainable Development of the Forest Sector. BBRA - Biosciences, Biotechnology Research Asia (India, ISSN 0973-1245, Scopus) Vol. 12(2), 2015.  P. 1345-1349

7 Хашир Б.О.,  Хуажев О.З. Экономические механизмы конкурентоспособности  в области природопользования, охраны окружающей среды  и обеспечения медико-экологической безопасности.Economic Mechanisms of Competitiveness in Nature Management, Environment Protection and Ensuring Medico-Ecological Safety BBRA - Biosciences, Biotechnology Research Asia (India, ISSN 0973-1245, Scopus) Vol. 12(2), 2015. P.1451-1458

8 Хашир Б.О.,  Хуажев О.З. Правовые аспекты экосистемных услуг  эффективного лесопользования/Legal Aspects of Ecosystem Services Related to Efficient Forest Exploitation. Journal of Environmental Management and Tourist. University of Craiova, Romania Volume VI Issue 1(11)  ASERS Publishing, 2015. P.53-61

9 Хашир Б.О.,  Хуажев О.З. Экономические аспекты  платы за экосистемные услуги лесопользования/The Economic Value of Forest Ecosystem Services Journal of Environmental Management and Tourist. University of Craiova, Romania Volume VI Issue 1(11)  ASERS Publishing, Winter 2015. P. 291-297

10 Хашир Б.О., Хуажев О.З. Организационно -экономический механизм регулирования устойчивого развития лесного сектора региона. Краснодар: ООО «Издательский дом-Юг» КубГТУ, 2012. 12п.л

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 15-02-00199 «Формирование концепции социально-экономического развития лесного сектора экономики Российской Федерации»