УДК 630*231

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРИДОРОЖНЫХ НАСАЖДЕНИЙ  В УСЛОВИЯХ Г. БРАТСКА

 

STUDY OF THE CONDITION OF SUSPENSION PLANTS UNDER THE CONDITIONS OF G. BRATSK

 

Чжан С.А.  (Братский государственный университет, г.Братск, РФ)

Пузанов С.А. (Иркутский государственный университет путей сообщения, г.Иркутск, РФ)

Schzan S.A. (The Bratsk state university, Bratsk)

Puzanov S.A. (Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk)

 

Рассмотрено влияние автомобильного транспорта на состояние древесной растительности.

The influence of road transport on the state of woody vegetation is considered.

 

Ключевые слова: интенсивность движения, древесная растительность, загрязнение

Key words:  traffic intensity, woody vegetation, pollution

 

Город  Братск - крупнейший в области промышленный город,  расположен на северо-западе Иркутской области и граничит с ее Усть-Илимским, Нижнеилимским, Усть-Удинским, Балаганским, Куйтунским, Тулунским, Нижнеудинским и Чунским районами. Братский район пересекают железнодорожная магистраль Тайшет-Братск-Лена (БАМ) и главные территориальные автодороги – Тулун-Братск-Усть-Кут III-IV категорий, Братск – Усть-Илимск III категории, Тайшет – Чуна – Братск IV-V категорий, Седаново – Кодинск III-IV категорий. Расстояние от Братска до областного центра – Иркутска – по железной дороге составляет 983 км, по автомобильной дороге – 618 км, водным путем по Братскому водохранилищу и Ангаре – 660 км, воздушным транспортом – 490 км.

В ходе исследования состояния придорожных насаждений, произрастающих в зоне атмосферного загрязнения выбросами автомобильного транспорта, вдоль федеральной трассы Тулун – Братск - Падун (Энергетик), на расстоянии 100 – 150м, были заложены пробные площади в количестве 15шт по 10-25 деревьев. У каждого дерева измеряли диаметр, высоту, возраст. В соответствии с зонированием исследуемой территории [1] пробные площади  располагаются на северо-востоке от источника загрязнения (Братский алюминиевый завод).

Зонирование исследуемой территории предусматривает выделение следующих зон: Зона I (экстремального загрязнения древостоев) - имеет вытянутую конфигурацию  по направлению преобладающих ветров, с Ю-З на С-В. Содержание фтора в хвое свыше 8 мг/кг, средний балл категории состояния 2,3. В Ю-В направлении зона заканчивается и граничит с санитарной зоной алюминиевого завода. Средний радиус зоны составляет 5-6 км. В зону входят пробные площади №1,2,3. Зона II  (сильного загрязнения древостоев). В эту зону входят древостои, интенсивно накопившие твердые и растворимые загрязнители,  содержание в хвое 2-8 мг/кг фтора, средний балл категории состояния 1,8. Эта зона имеет сильно вытянутую конфигурацию и значительную площадь, т.е. можно отметить, что почти вся обследованная территория может быть отнесена ко второй зоне. Максимальная протяженность зоны с ЮВ на СЗ составляет  около 60-70 км. Ширина зоны составляет около 30 км. В зону входят пробные площади №4,5,6,7,8,9,10,11,12. Зона III (зона слабого загрязнения древостоев) не имеет четко выраженной конфигурации, т.к. не найдены пробные площади, которые можно было бы отнести к условно чистым или фоновым зонам.  В зону входят пробные площади № 13,14,15.

Автомобильный транспорт в процессе функционирования оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду: он выделяет с отработанными газами токсичные вещества, способствующие заболеванию людей. Работа транспорта приводит к формированию дымо-пылевого купола, что влияет на количество солнечной радиации, поступающей с поверхности Земли. Загрязненный воздух действует на растения, вызывая угнетенное состояние и заболевания. Масса выбрасываемого загрязняющего вещества зависит от типа автомобиля, марки автомобиля, вида топлива, технического состояния машины.

Характеристика участка федеральной трассы «Тулун – Братск - Падун (Энергетик)»: Ширина проезжей части в зоне I составляет 6,6 м. Движение двустороннее. Интенсивность движения в среднем 107 транспортных ед./ч. Средняя скорость движения около 60 км/ч, светофоры отсутствуют. Заторов не бывает.

Ширина проезжей части в зоне II составляет 24,8 м. Движение  четырехполосное. Интенсивность движения в среднем 232 транспортных ед./ч. Средняя скорость движения около 60-70км/ч. Неподалеку находится светофор.

Ширина проезжей части в зоне III составляет 25,2м. Движение  четырехполосное. Интенсивность движения в среднем 282 транспортных ед./ч. Средняя скорость движения около 90-100 км/ч, светофоры отсутствуют. Заторов не бывает.

По полученным данным можно сделать следующие выводы:

1. Придорожные лесные насаждения испытывают негативное аэротехногенное воздействие.

2. В зоне распределения атмосферных выбросов автомобильного транспорта происходит изменение экологической структуры насаждений. Отмечается уменьшение доли здоровых деревьев в 1,2 - 1,5 раза.  

3.  Возобновление хвойных пород под пологом придорожных насаждений в целом ослаблено. Более успешно оно происходит в сосняках, произрастающих на участках возле дорог с низкой интенсивностью движения.

 

Список использованных источников

1. Чжан, С.А. Зонирование лесных экосистем, подверженных длительному техногенезу / С.А. Чжан // Вестник МГУЛ: Лесной вестник. 2012.  № 1. С.164 -166.