УДК 574.2:581.5

ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ ПРИДОРОЖНЫХ ПОЛОС Г. ОРЕНБУРГА

 

Калякина Р.Г., Бурлуцкий А.Ю., Дмитриев А.А.

(Оренбургский государственный аграрный университет, г.Оренбург, РФ)

Kalyakina R.G., Burlutskiy A.Y., Dmitriev A.A.

(The Orenburg State Agrarian University)

 

Проведена оценка состояние окружающей среды, произрастающей вдоль дорог г. Оренбурга методом оценки флуктуирующей асимметрии листовой пластинки ясеня обыкновенного. Изучена взаимосвязь данной величины от удаленности от автодороги окружающей среды в условиях г. Оренбурга. 

Assessed the state of the environment, which grows along the roads in the city of Orenburg method of assessing fluctuating asymmetry of the leaf blade of Fraxinus excelsior. Studied the relationship of this value from the distance from the highway environment in the conditions of Orenburg.

 

Ключевые слова: биоиндикация, городская среда, влияние автотранспорта

Key words: bioindication, urban environment, the impact of vehicles

 

Ясень обыкновенный одна из самых распространенных пород в составе искусственный насаждений в нашем регионе [1, 4, 7]. Преобладающей данная порода является и в составе защитных лесополос вдоль автомобильных трасс. Основной функцией данных полос является снижение негативного воздействия на окружающую среду: защита от выбросов и шума [2, 3].

Эффективность данных лесополос не всегда можно измерить  методами инструментального контроля, так как данные о концентрациях загрязнителей в атмосферном воздухе не всегда позволяют оценить истинную опасность загрязнения и прогнозировать последствия воздействия поллютантов на живые организмы. В настоящее время большое распространение получила экспресс методика оценки антропогенного воздействия на среду, основанная на определении асимметрии листьев [5]. Данная методика подходит и для ясеня обыкновенного (Fraxinus excelsior) [6].

Сбор материала проводился после остановки роста листьев (июль 2016г.) на 5 пробных площадях, расположенных возле проезжей части ул. Березка, в 5, 10, 15 и 20 метрах от. На каждой пробной площади было собрано по 100 листьев с нижней части кроны. Листья пакетировали и доставляли на кафедру лесоведения, озеленения и защиты леса ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ».

Оценка нарушения симметрии развития листовой пластины производилась по пяти признакам: ширина половинки листа, длина второй жилки от основания листа, расстояние между основаниями первой и второй жилок, расстояние между концами этих жилок, угол между главной и второй от основания жилками. Балльная оценка проводилась с использованием таблицы соответствия качества среды значениям коэффициентов асимметрии по Стрельцову А.Б. [6].

Вычислили величину флуктуирующей асимметрии по каждому признаку и средней - путем суммирования значения относительных величин флуктуирующей асимметрии по каждому признаку и деления на число признаков.

Статистическую обработку полученного материала проводили в программе MS Exel. Стандартное отклонение и коэффициент вариации определяли для средней величины флуктуирующей асмиметрии.

 

Результаты исследований

В ходе работы было установлено, что ясень обыкновенный чувствителен к выбросам автотранспорта. Коэффициент флуктуирующей асимметрии листовой пластинки меняется по мере удаления от автотрассы от 0,08 (критическое состояние) в непосредственной близости от дороги, до 0, 018 (тревожное) в 20 м от дороги. Данный признак весьма вариабелен: коэффициент вариации составил до 72%.

 

Таблица 1- Значения показателей флуктуирующей асимметрии по пластическим признакам листовых пластинок на разном удалении от дороги.

Показатели

Номер пластического признака листовой пластинки

Среднее

Стандартное отклонение

Коэффициент вариации, %

1

2

3

4

5

обочина автотрассы

Значение ФА

0,093

0,036

0,078

0,121

0,072

0,08

0,058

72

Балл стабильности

V

IV

V

V

V

V

-

-

5 метров

Значение ФА

0,073

0,035

0,065

0,093

0,067

0,067

0,027

41

Балл стабильности

V

IV

V

V

V

V

-

-

10 метров

Значение ФА

0,067

0,028

0,058

0,074

0,049

0,055

0,033

60

Балл стабильности

V

IV

V

V

V

V

-

-

15 метров

Значение ФА

0,054

0,019

0,039

0,051

0,034

0,039

0,011

29

Балл стабильности

V

III

IV

V

IV

IV

-

-

20 метров

Значение ФА

0,021

0,011

0,024

0,027

0,017

0,02

0,007

34

Балл стабильности

III

III

IV

IV

III

III

-

-

 

Как видно из таблицы наиболее асимметричным признаком оказалась расстояние между основаниями первой и второй жилок второго порядка: от 0,121 в непосредственной близости от автотрассы до 0,027 – 20 м от дороги, наименее асимметричным - расстояние от основания до конца жилки второго порядка, второй от основания листа: от 0,036 – возле  дороги до 0,011  – 20 м от дороги. Существует тесная взаимосвязь между величиной асимметрии листовой пластинки и удаленностью от дороги (r=0,94-0,98, p=0,05).

Несмотря на то, что на максимальном удалении от дороги состояние среды было далеко от нормального, величина флуктуирующей ассиметрии снизилась в 4,4 раза. Данный факт свидетельствует о значительном снижении защитными лесополосами воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.

 

Рисунок 1-  Величина ассиметрии листовой пластинки по признакам

 

Высокие значения мы склоны связывать с тем фактом, что резкоконтинентальный климат Оренбургской области изначально не является оптимальным для произрастания березы повислой. Необходима разработка региональной шкалы оценки отклонений состояния березы повислой.

 

Выводы.

1.       Средние значения показателей флуктуирующей асимметрии в защитных лесополосах вдоль дорог значительно ниже условной нормы.

2.       Изменение показателей флуктуирующей асимметрии по мере удаленности от автотрассы свидетельствует о снижении воздействия выбросов автотранспорта.

3.       В целях повышения точности оценки состояния благоприятности среды для произрастания искусственных насаждений ясеня обыкновенного в составе защитных лесополос необходимо продолжение исследований и разработка видоспецифичной шкалы оценки отклонений состояния организма от установленной нормы

 

Список использованных источников

1.    Жамурина Н.А. Оценка состояния насаждений на рекреационной территории Зауральной рощи г. Оренбурга // Сб. трудов V международного экологического конгресса (VII международной научно-технической конференции) «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов ELPIT 2015, 16-20 сентября 2015 г., гг. Самара-Тольятти, Россия: АНО «Издательство СНЦ», 2015. Т.4. С.162-165.

2.    Жамурина Н.А., Ангальт Е.М., Волохина О.А. Оценка состояния насаждений урочища Качкарский мар // Актуальные проблемы лесного комплекса. 2015. № 41. С.22-26.

3.    Калякина Р.Г., Панина Г.А.Экологическая оценка зеленых насаждений парка им. 50-летия СССР г. Оренбурга В сборнике: Леса России в XXI веке материалы Седьмой Международной научно-технической интернет-конференции. Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им.С.М. Кирова. 2011. С. 55-60.

4.    Колтунова А.И., Макарова Н.Н., Тимохина М.А. Адаптация древесных интродуцентов в урбанизированной среде //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. Т. 6 (44). С.208-212.

5.    Макеева Т.И. Оценка антропогенной нагрузки на территории по показателям стабильности растений // Проблемы и пути их решения: научно-практическая конференция / Т.И. Макеева, Г.Н. Никонова. Москва, 30-31 окт., 2002. Материалы конференции. М., 2002.  С.201-207.

6.    Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды по состоянию живых организмов (оценка стабильности развития живых организмов по уровню ассиметрии морфологических структур). – Распоряжение Росэкологии №460-р от 16 октября 2003 г.

7.    Япрынцева Г.А. Эстетическое состояние насаждений г. Оренбурга на примере выставочного комплекса "Салют, Победа!" В сборнике: Вклад молодых ученых в аграрную науку материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 78-83.