УДК 630*681

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ СТРАН С ИНТЕНСИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ ФИНЛЯНДИИ)

 

PRICING IN THE BRANCH MARKET OF THE COUNTRIES WITH INTENSIVE USE OF FOREST RESOURCES (ON THE EXAMPLE OF FINLAND)

 

Каткова Т.Е. (Санкт-Петербургский государственный лесотехнический

университет имени С.М. Киров, г. Санкт-Петербург, РФ)

Katkova T.E. (Saint Petersburg State Forest Technical University,

Saint-Petersburg, RF)

 

В статье рассматривается организационно-экономический механизм ценообразования на рынке древесных ресурсов стран с интенсивным лесопользованием на примере Финляндии. Исследованы факторы, закономерности формирования цен на древесные ресурсы. Раскрыта экономическая модель формирования цены на древесные ресурсы.

The organizational and economic mechanism of pricing in the market of wood resources of the countries with intensive forest exploitation on the example of Finland is considered in article. Factors, regularities of pricing on wood resources are researched. The economic model of pricing on wood resources is opened.

 

Ключевые слова: рынок древесных ресурсов, государственная поддержка частных лесовладельцев, затраты на заготовку и вывозку древесины

 

Key words: market of wood resources, state support of private forest owners, costs for procurement and removal of wood

 

Форма собственности на леса является основой экономики лесных отношений. В условиях государственной собственности на леса такие отношения строятся между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности. С начала 1920-х годов прошлого века по 1993 год такими субъектами промышленной деятельности в России выступали государственные леспромхозы, а после их приватизации частные предпринимательские структуры. Таким образом, почти в течение века, собственник на лесные ресурсы – государство строит экономические связи с промышленными предприятиями на основе экономико-административных отношений. Экономический эффект подобных отношений – отрицательный, затраты на ведение лесного хозяйства у государства почти в два раза больше, чем результаты, в виде поступлений от использования лесов в виде налогов, сборов и иных платежей.

К такому платежу относится централизованно устанавливаемый государством нижний предел стоимости древесины на корню, изымаемый в государственный бюджет [5]. По своему экономическому содержанию такой платеж является рентой. Рента не имеет связи с рыночной ценой на круглые лесоматериалы и устанавливается административным путем с ежегодной индексацией на величину инфляции. Возникает закономерный вопрос об эффективности таких экономических отношений, поскольку ценообразование на конечную продукцию является динамическим процессом, меняющимся с большой периодичностью, а установление стоимости права пользования – условно-статический процесс, с периодичностью в один год, не имеющий связи с рыночными ценами на круглые лесоматериалы. Необходимость повышения доходов от использования лесов РФ и отсутствие стройной системы рыночного ценообразования в лесной экономике обуславливают актуальность исследования схем ценообразования на древесные ресурсы в зарубежных странах и рассмотрения возможности переноса зарубежного опыта в отечественное лесное хозяйство.

Целью работы является исследование механизма ценообразования на древесные ресурсы в зарубежных странах для разработки рекомендаций по повышению эффективности использования лесных ресурсов в России.

Объектом исследования являются закономерности ценообразования на древесные ресурсы. Предметом исследования выступают экономические связи между участниками лесных отношений на рынке древесных ресурсов и прав пользования лесными ресурсами.

Для детального исследования выбрана Финляндия, так как она является многолесной страной Европейского союза, ее характеризует интенсивное использование лесных ресурсов.

Факторами, существенно влияющими на экономику лесных отношений, являются: форма собственности на лесные ресурсы, степень централизации и методы управления (диспозитивные, императивные), форма собственности на средства производства и др.

Финляндию характеризует разнообразие форм собственности, создающее рыночную среду в сферах предложения и потребления древесных. Субъектами рынка являются, прежде всего, продавцы и покупатели древесных ресурсов. Продавцами являются все собственники лесов: частные владельцы, частные компании, государство, прочие. Субъекты рынка взаимодействуют по поводу обмена объектами рынка – древесными ресурсами, к разновидностям которых относятся сосна, ель, береза и т.д., объединяемые в группы хвойных, твердолиственных и мягко-лиственных пород. Рыночную конъектуру характеризует спрос и предложение на рынке древесных ресурсов в разрезе отдельных сортиментов, то есть круглых лесоматериалов определенного назначения, соответствующих установленным требованиям. Наибольшую долю древесных ресурсов поставляют частные владельцы лесов в Финляндии.

Задачей рыночного механизма является формирование рыночных цен по следующим типам сделок:

продажа леса на корню (только растущих лесонасаждений) по ценам леса на корню (более 80% объема сделок);

продажа заготовленной древесины по ценам древесины у дороги.

Наибольшую долю продаж в Финляндии составляет продажа растущих лесонасаждений [3, С. 252].

Затраты на заготовку и вывозку древесины формируются на основе законов рынка. Предприниматели (заготовители) заключают годовые договора с компаниями и цены устанавливаются на переговорах. Уровень стоимости лесозаготовительных услуг зависит от ситуации на рынке. Когда уровень цен на древесину длительное время остается высоким или существенно растут операционные расходы (фонд заработной платы, горюче-смазочные материалы и т.д.) заготовители могут повысить стоимость своих услуг. Если лесозаготовитель - большое предприятие и имеет много машин, то у него позиция в ценовых переговорах сильнее, чем у маленького предпринимателя. Принято считать, что чем ближе участник к концу данной цепочки (конечному потребителю древесной продукции), тем больше у него возможностей получить гарантированную прибыль. Затраты на заготовку и вывозку древесины дифференцированы по основным сортиментам и другим признакам (таблица 1).  

 

Таблица 1 - Классификация затрат на заготовку и вывозку древесины в Финляндии

Признак

классификации

Дифференциация затрат

Затраты на машинизированную заготовку

По основным сортиментам

- затраты на заготовку пиловочника: сосна – 8,16 €/м³, ель – 7,57 €/м³, лиственные породы - 8,52 €/м³;

- затраты на заготовку балансовой древесины: сосна – 13,98 €/м³, ель – 13,54 €/м³, лиственные породы - 15,67 €/м³.

 

По видам

рубок

- затраты при первой выборочной рубке (коммерческая рубка ухода) - 18,02 €/м³;

- затраты при проходных рубках - 14,74 €/м³;

- затраты при возобновительных рубках - 8,63 €/м³.

Затраты на вывозку

По основным сортиментам

- затраты на вывозку пиловочника: сосна – 8,07 €/м³, ель – 7,12 €/м³, лиственные породы - 10,59 €/м³;

- затраты на вывозку балансовой древесины: сосна – 9,99 €/м³, ель – 8,80 €/м³, лиственные породы - 9,34 €/м³.

 

По видам транспорта

- цепь поставок автомобильным транспортом, до предприятия - 8,11 €/м³, среднее расстояние транспортировки 109 км;

- цепь поставок железнодорожным транспортом - 11,71 €/м³, среднее расстояние транспортировки 325 км;

- цепь поставок водным транспортом - 11,42 €/м³, среднее расстояние транспортировки 302 км.

 

При торговле древесными ресурсами нет общепринятой формы договора (контракта) о продаже древесных ресурсов. Вне зависимости от способа заключения договора, каждый отдельный пункт договора согласовывается индивидуально. Цена на древесные ресурсы в Финляндии диктуется рынком. Цена на древесные ресурсы должна компенсировать затраты собственника по его выращиванию, защите, охране, лесоуправлению, по исполнению налоговых обязательств, и цена включает прибыль владельца [4, с. 145 - 146].

Динамика цен леса на корню тесно связана с развитием рынка круглой древесины в Финляндии (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика цен леса на корню, €/м³

 

Цены леса на корню и цены на древесину у дороги в Финляндии дифференцированы по разным признакам (таблица 2).

 

Таблица 2 - Классификация цен на древесные ресурсы в Финляндии

Признак классификации

Дифференциация цен

По территории

- цены по регионам страны;

- цены по лесным центрам

 

По видам

рубок

- цены при главной рубке (рубке возобновления или сплошной рубке);

- цены при выборочной рубке (рубке ухода);

- цены при первой выборочной рубке (коммерческая рубка ухода)

По основным сортиментам

- цены на балансовую древесину (сосна, ель, береза);

- цены на пиловочник (сосна, ель, береза);

- цены на тонкомерный пиловочник (сосна, ель);

- цены на топливную (энергетическую) древесину

 

По времени

- еженедельные цены;

- ежемесячные цены;

- среднегодовые цены

 

Государство осуществляет косвенное регулирование цен, основанное:

- на законодательстве, направленном на формирование конкурентной среды;

- антимонопольных нормативных актах;

- системе налогообложения;

- в рамках частно-государственного партнерства государство субсидирует частных лесовладельцев. Средства государственного бюджета входят составной частью в цену частного леса на корню [1; 2];

- контроле цен;

- информационном обеспечении и пр.

Ценообразование на древесные ресурсы не зависит от формы собственности на леса. В собственности государства находится 35% площади лесных земель. При ведении переговоров о продаже леса государство, как крупный лесовладелец, находится в более выгодных условиях по сравнению с частными владельцами. С другой стороны, государственные леса зачастую располагаются в отдаленных местностях, а продажу древесины из своих лесов государство старается осуществлять равномерно по годам для того, чтобы удерживать в равновесии рынок. Древесина из государственных лесов продается даже в условиях ослабленного рынка, когда рыночные цены довольно низкие.

Таким образом, цена на древесные ресурсы представляет собой компенсацию затрат и образование прибыли собственника лесов. Ценообразование имеет динамический характер, цена на древесные ресурсы определяется законом спроса и предложения, и зависит от древесной породы, и не зависит от количества ресурсов, как, например, в России или их дефицита, как, например, в некоторых странах западной Европы. В свою очередь закон спроса и предложения находится в прямой связи с емкостью регионального рынка древесных ресурсов.

Теоретическая значимость проведенного исследования – обогащение теории лесной экономики исследованиями закономерностей ценообразования на древесные ресурсы в целях повышения эффективности лесопользования.

Полученные результаты имеют практическое значение для установления подходов к определению размеров платы за использование лесов, влияющих на увеличение поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Полученные результаты могут быть использованы правоустанавливающими органами исполнительной власти при разработке предложений и экономических обоснований по совершенствованию системы платы за использование лесов в РФ.

 

Список использованных источников

1. Каткова, Т.Е. Закономерности ценообразования на древесные ресурсы / Т.Е. Каткова, В.Н. Петров // Перспективы науки – 2016: Сборник докладов IV Международного конкурса научно-исследовательских работ (10 октября 2016 года). Том II (Социально-гуманитарные науки) / Научный ред. д. э. н, проф. А.В. Гумеров. Казань: ООО «Рóкета Союз».  2016. С. 143 – 147.

2. Петров, В.Н. Корневые цены в России и в Финляндии / В.Н. Петров, Т.Е. Каткова // Российские лесные вести. 2014. № 29 (179). С. 4.

3. Петров, В.Н. Стоимость леса на корню в Финляндии / В.Н. Петров, Т.Е. Каткова // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2014. Вып. 208. С. 249 – 266.

4. Петров, В.Н. Эффективность эколого-экономических систем с длительным производственным циклом / В.Н. Петров, Т.Е. Каткова // Петербургский экономический журнал.  2016.  № 1. С. 142 – 151.

5. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.referent.ru/1/109228