УДК 630*161

МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

 

MEASURES FOR STRUGGLE AGAINST LEGAL ENTITIES IN THE FIELD OF FORESTRY IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

 

Рунова Е.М.,  Иванов К.П.

(Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова, г. Улан – Удэ, РФ)

Runova E.M. (The Bratsk state university, Bratsk)

Ivanov K.P. (Buryat State Agricultural Academy named V.R. Filipov, Ulan-Ude)

 

Изложены результаты исследования динамики правонарушений в области незаконных рубок леса в Республике Бурятия за период с 2008 по 2016 годы. Отмечены недостатки в работе, а также положительные тенденции в борьбе с организованной преступностью в сфере лесопользования.

The results of a study of the dynamics of offenses in the area of illegal logging in the Republic of Buryatia for the period from 2008 to 2016 are presented. The shortcomings in the work, as well as the positive tendencies in the fight against organized crime in the sphere of le-matching, were noted.

 

Ключевые слова: Республика Бурятия, лесные отношения, правонарушения, незаконные рубки леса, динамика, ущерб

Key words: Republic of Buryatia, forest relations, offenses, illegal logging, dynamics, damage

 

В Республике Бурятия сложилась структура, когда орган государственной власти в области лесных отношений осуществляет комплекс всех полномочий, в том числе и по федеральному лесному надзору через систему территориальных органов – лесничеств. В целом по республике ежегодно подлежит осмотру и составлению лесничими актов осмотра 19691 мест рубок в т.ч. по договорам купли-продажи лесных насаждений - 15860 мест рубок, договорам аренды лесных участков - 3831мест рубок, в среднем на одно лесничество в год приходится 540 мест рубок (лесосек). Такая нагрузка требует увеличения численности в лесничествах.

Агентство лесного хозяйства осуществляет взаимодействие с государственными органами на основании: утвержденного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованного с органами прокуратуры (совместные проверки); двусторонних соглашений о взаимодействии; двусторонних (межведомственных) планов проведения совместных мероприятий по контролю; графиков мероприятий по проведению патрулирования лесов в целях пресечения и выявления нарушений требований лесного законодательства в разрезе районов республики [1, 2, 3].

За прошедший период 2016 году Агентством лесного хозяйства  было проведено 4,6 тыс. проверок соблюдения требований лесного законодательства, в том числе 2196 рейдов. Из них более 700 совместно с органами МВД. По запросам Прокуратуры РБ сотрудниками Агентства принято участие в 86 проверках проводимых прокурорами республики.

За 2016 года в рамках соблюдения Федерального закона 294-ФЗ с учетом перехода на риск – ориентированную модель деятельности при осуществлении мероприятий по федеральному государственному лесному надзору, федеральному государственному пожарному надзору в лесах Агентством проведена 31 проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, из них плановых 22 и 9 внеплановых.

За 2016 году Агентством лесного хозяйства  было проведено 4,6 тыс.  проверок  соблюдения требований лесного законодательства, в том числе 2196  рейдов. Из них более 700 совместно с органами МВД. По запросам Прокуратуры РБ сотрудниками Агентства принято участие в 86 проверках проводимых прокурорами республики.

За прошедший период 2016 года в рамках соблюдения Федерального закона 294-ФЗ с учетом  перехода на риск – ориентированную модель деятельности при осуществлении мероприятий по федеральному государственному лесному надзору, федеральному государственному пожарному надзору в лесах Агентством проведена 31 проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, из них плановых 22 и 9 внеплановых. Снижена интенсивность проверок предписаний по устранению нарушений требований лесного законодательства в отношении  юридических лиц, представших до окончания срока исполнения предписания письменную информацию об устранении нарушений лесного законодательства.

В рамках исполнения Плана по предотвращению незаконной заготовки оборота древесины в Республики Бурятия, и заключенного соглашения о взаимодействии Агентство плодотворно сотрудничает с представителями МВД по Республике Бурятия.

На сегодняшний момент патрулирования лесов с целью выявления нарушений лесного законодательства является одним из приоритетных направлений в деятельности Республиканского агентства лесного хозяйства и с каждым годом тенденция проводить охранные мероприятия совместно с правоохранительными органами становится всё крепче. На рис.1 представлена динамика незаконных рубок по Республике Бурятия с 2008 по 20016 годы.

Рисунок 1- Динамика случаев незаконных рубок по Республике Бурятия с 2008 по 20016 годы

 

Как видно из рисунка 1 с 2013 года количество незаконных рубок увеличилось, что связано с криминализацией заготовки древесины, а также с более высокой раскрываемостью незаконных рубок леса.

На рис.2 показана динамика объемов незаконно вырубленной древесины за этот же период.

Рисунок 2 - Динамика объема незаконно заготовленной древесины по Республике Бурятия с 2008 по 20016 годы, м3

 

Из данного рисунка видно, что наибольшее количество древесины было вырублено  при незаконных рубках в 2012 году, в настоящее время объем незаконно вырубленной древесины сохраняется на уровне 20 – 30 тысяч кубометров.

На рис.3 показана динамика ущерба от незаконных рубок по Республике Бурятия с 2008 по 20016 годы.

Рисунок 3 - Динамика ущерба от незаконных рубок по Республике Бурятия с 2008 по 20016 годы

 

Ущерб от незаконных рубок для лесов Бурятии, которые в основном выполняют водоохранные и защитные функции, очень велик и составляет от 150 до 240 млн. рублей.

Как показывает многолетняя практика, совместные рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства существенно упрощает розыски и поимку преступников и ускоряет заведение дела. Государственные лесные инспекторы и представители правоохранительных органов гармонично дополняют друг друга в профессиональном смысле: одни досконально знают свою территорию,  вместе с тем проводят расчет нанесенного ущерба, другие обладают необходимыми навыками проведения неотложных следственных действий и оперативных мероприятий по делам о лесонарушениях. Кроме того, работа со следователями  и экспертами позволяет подробнее раскрыть все обстоятельства совершения преступлений и должным образом подготовить их для дальнейшего расследования. Совместные рейды объединяют разноплановых специалистов, каждый из которых обладает особенными профессиональными знаниями и умениями, не всегда доступными другим. Разная специфика полученного образования и приобретённого рабочего опыта взаимно дополняет друг друга, позволяет уделить внимание большему количеству деталей и аспектов каждой конкретной ситуации. Соответственно, от такого объединения вырастает и эффективность рейдовых мероприятий, а вместе с ней – и профессионализм сотрудников обеих структур, что, в конечном итоге, становится ещё одним фактором, положительно влияющим на результат.

 

Список использованных источников

1. Шутова, В.Н. Специфика организованной преступности в лесной отрасли Иркутской области/В.Н.  Шутова// Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск: Восточно – Сибирский институт МВД России, 2005. С.196–198.

2. Шутова, В.Н. Структура и динамика преступности в сфере добычи и оборота сырьевых ресурсов в Восточной Сибири (на примере Иркутской области и Республики Бурятия)/В.Н. Шутова//Проблемы борьбы с преступностью: сб. научн. тр. Иркутск: ИОГНИУ «Институт законодательства и правовой информации», 2006. Вып. 1. С.112–119.

3. Рунова, Е.М. Проблемы незаконных рубок в лесах республики Бурятия. Рунова Е.М. Удальцов В.В. // Естественные и инженерные науки - развитию регионов Сибири: материалы XV (XXXVII) Всероссийской научно-технической конференции. Братск: Изд-во БрГУ, 2016. 128 с.