УДК 630*6

О  ЛЕСНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

ABOUT  THE FOREST  LEGISLATION

 

Брезинская Л.В. (Сибирский государственный университет  науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск, РФ)

Brezinsky L.V.  (SIBTU, Krasnoyarsk, Russian Federation)

 

Рассмотрены основы лесного законодательства. Анализируется его влияние на рациональность лесопользования.

The article discusses the fundamentals of forest legislation. The influence of   forest legislation  on the  rationality of forest management  is analyzed.

 

Ключевые слова: лесное хозяйство, законодательство, система управления

Key words: forestry, the legislation, management system

 

Лесное хозяйство, являясь базовой отраслью лесного комплекса, имеет ряд особенностей: многоцелевое значение лесов, обусловленность лесохозяйственного производства географическими условиями, сезонность большинства проводимых работ и мероприятий, потребность в больших площадях земель лесного фонда, незначительный рабочий период, во время которого работник воздействует на предметы труда, в сравнении с периодом естественных процессов. Но главной особенностью отрасли является длительный срок производства, то есть период выращивания лесов, составляющий по хвойным породам (кроме кедра)  101 - 120 лет,  что экономически означает длительный  срок между инвестированием средств  и приносимым эффектом.

  Учитывая особенности отрасли, предприятия лесного хозяйства на протяжении истории существования современной России, являются некоммерческими организациями,  и соответственно  отрасль функционирует на основе государственного регулирования и управления. Под управлением лесами понимается комплекс целенаправленных управляющих воздействий на лесной объект с целью перевода его в новое устойчивое, равновесное состояние и удержания системы в существующем состоянии. Оно реализуется в ряде функциях. Одной из основных функций является законодательство и нормотворчество, цель, которой – создание правовой базы и правил постоянного и непрерывного использования и воспроизводства лесных ресурсов.

Основными нормативным актом, регулирующими сферу лесных отношений в Российской Федерации, является Лесной кодекс, принятый в 2006 году [1]. С его принятием централизованный характер управления лесным хозяйством был изменен. На его место пришла децентрализованная система управления лесов и лесохозяйственным производством, при которой основные полномочия по организации, планированию лесного хозяйства и лесопользования были переданы на уровень субъектов федерации. Иными словами, российское лесное хозяйство перешло от отраслевого принципа управления к территориальному.

Следует отметить, что новый кодекс не способствует улучшению в области рационального лесопользования (таблица). Об этом свидетельствует также тот факт, что за годы его функционирования к нему было принято около сорока поправок.

 

Таблица  – Основные лесоводственные показатели

Наименование показателя

Российская Федерация

Красноярский край

2006г

Темп изменений, %

2006г

Темп изменений, %

2014/2006

2015/2014

2014/2006

2015/2014

Лесистость, %

Площадь одного пожара, га.

Доля  в добавленной стоимости, (охота, лесное и сельское хозяйство) , %                                    

Лесовосстанов-ление, тыс. га.

Общий запас древесины, млн. м3

46,6

 

45,9

 

 

 

4,6

 

 

877,3

 

83298

99,8

 

412,2

 

 

 

80,8

 

98,4

 

 

99,4

99,8

 

117,8

 

 

 

114,3

 

93,0

 

 

99,9

45.1

 

399,7

 

 

 

4,3

 

60,1

 

11762

100,2

 

51,2

 

 

88,4

 

 

86,2

 

 

99,8

100.0

 

170,4

 

 

100.0

 

 

97,3

 

 

100,4

 

 

Лесное законодательство не всегда  учитывает реальные лесоводственные и экономические условия. Так, в настоящее время Правительством разработана стратегия развития  лесного комплекса РФ до 2030года, которая предусматривает рост платы за использование лесов в 3,3 раза, численность занятых в лесном комплексе должна увеличиться на треть. Учитывая сложившееся тенденции развития лесного сектора, ориентированные на экстенсивный путь развития, реализация этой стратегии не представляется возможным.  Не всегда  в законодательстве в полном объеме учитывается экологическая роль  лесов. В стратегии экологической безопасности лес, как один из основных компонентов этой безопасности практически не рассматривается [3] .

 В средствах массовой информации в последнее время много было сказано и написано по поводу так называемой «лесной амнистии». Закон предполагает в случае учета одного и того же участка одновременно и в лесном реестре и в едином государственном реестре недвижимости принадлежность этого участка устанавливать не в пользу лесного фонда, что по нашему мнению может привести к злоупотреблениям в сфере земельных отношений и нанести ущерб лесному фонду [4].

 Один из наболевших вопросов отрасли -  распределение субвенций, субсидий между регионами страны  на тушение лесных пожаров, методика распределения которых постоянно корректируется. Последние изменения мы считаем целесообразными и объективными [5]. Значения коэффициентов рекреационной нагрузки, которые отражают влияние плотности населения на количество пожаров были изменены в пользу регионов Сибири и Дальнего Востока.

В заключение следует отметить, что лесная отрасль сталкивается с трудностями различного порядка. Часть проблем обусловлена особенностями отрасли, то есть самой  природой  лесных ресурсов, когда, соответственно, и причины носят объективный характер. Другие трудности относится к государственному регулированию. Отрасль  должна развиваться на основе стабильной законодательной базы, так как при часто и непредсказуемо меняющемся законодательстве не представляется возможным обеспечить рациональное, постоянное и неистощительное  лесопользование.

 

Список использованных источников

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №265-ФЗ (с посл. изм. и дополнениями). Консультант Плюс.  [Электронный ресурс ]:   справочная правовая система.

2. Регионы России. Социально-Экономические показатели. М.: Росстат, 2014, 2016. 1326 с.

3. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025года/ Указ Президента РФ от19.04.20017. №176.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель / федер. закон: принят Гос. Думой 29.06.2017 г.: № 280-ФЗ // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс ]:  справочная правовая система.

5. Об утверждении Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для  осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. / Пост. Правительства РФ от29.12.2006 №838 (ред. от13.01.20017) //КонсультантПлюс. [Электронный ресурс ]: справочная правовая система.

6. Брезинская Л.В., Моисеева Е.Е.,  Тарасова В.В.  К вопросу совершенствования системы управления лесами // Научный электронный журнал «Современные проблемы науки и образования». Пенза: ООО Издательский дом  «Академия естествознания», 2015. №1.