УДК 712.414

РАЗНООБРАЗИЕ ТОПИАРНЫХ ФОРМ В ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

 

DIVERSITY OF TOPIARY SHAPES IN THE LANDSCAPE ORGANIZATION OF URBAN ENVIRONMENT

 

Дерюжина М.А., Макознак Н.А.

(Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь)

Dziaruzhyna M.A., Makoznak N.A.(Belarusian State Technological University, Minsk, the Republic of Belarus)

 

Приведены данные о разнообразии топиарных форм (линейных, сложных геометрических, многосекционных, штамбовых и других) и ассортименте растений, используемых в топиарных композициях в озеленении урбанизированных пространств Минска.

The statistical data on the diversity of various topiary shapes (linear, intricate geometric, multi-sectional, standard and other) and plant selection for topiary compositions used in landscaping of the urban spaces of Minsk are given.

 

Ключевые слова: топиарные формы, высота, ассортимент растений

Key words: topiary, shape, height, plant assortment

 

Включение в состав композиций городского озеленения форм фигурной стрижки деревьев и кустарников является весьма перспективным приемом детального архитектурно-ландшафтного оформления пространств, так как соответствует нередко строгой геометричности высокоурбанизированного ландшафта и может способствовать достижению гармоничного единства архитектурных и природных элементов среды современных населенных мест [1].

В ходе проводившегося в 2016–2017 гг. изучения практики создания топиарных композиций в озеленении ряда наиболее значимых в градостроительном отношении пространств г. Минска достаточно большое внимание уделялось вопросам разнообразия форм топиарных композиций.

Для детального исследования были отобраны 2603 элемента топиарных композиций. При систематизации материалов, полученных в результате натурных обследований, была использована классификация топиарных форм, основанная на типологии Г. Бельца с внесением некоторых изменений [2]. В целом, среди вариантов форм топиарных композиций выделяли следующие группы и виды:

а) простые геометрические формы:

– линейные: бордюры, низкие, средней высоты, высокие живые изгороди, плотные шпалеры (зеленые стены);

– объемные бесштамбовые: куб, параллелепипед, призма, цилиндр, колонна, конус, пирамида, «капля», шар, эллипсоид, овоид, полусфера, массив;

– объемные штамбовые: все вышеперечисленные формы на штамбе;

б) сложные геометрические формы:

– линейные: шпалеры-решетки с различными вариантами модуля узора;

– объемные бесштамбовые: арка, «зонт», веретено, спираль, «штопор», улей;

– объемные штамбовые: все вышеперечисленные формы на штамбе;

в) сложные скульптурные формы:

– комбинированные геометрические (на основе совмещения различных вариантов простых и сложных геометрических форм): сплошная сопрягаемая, многоярусная ступенчатая, многосекционная, чередующаяся;

– скульптурные: анималистическая, антропоморфная, тематическая орнаментальная;

– произвольные: абстрактные, «помпон», формы восточной стилистики (формы в стилях «бонсаи»).

Из простых геометрических стриженных форм в озеленении г. Минска выраженно преобладают формы линейного характера (живые изгороди и бордюры), совокупная встречаемость которых на изученных объектах озеленения составила 43% (рисунок 1). Также достаточно широко распространена стрижка растений в форме шара (21% от числа изученных элементов композиций).

Рисунок 1 – Встречаемость различных форм стрижки растений на обследованных объектах озеленения г. Минска

Сложные геометрические формы в озеленении г. Минска встречаются единично (так, спиральная форма представлена лишь 9 элементами, форма «зонт» – 18 элементами). В категории сложных скульптурных форм доминируют многоярусные ступенчатые (13%) и многосекционные композиции (7% от числа изученных топиарных элементов).

В ассортименте растений, использующихся в г. Минске для создания линейных композиций,преобладают следующие породы:

– в композициях высотой до 1,0 м –бирючина обыкновенная и кизильник блестящий (по 30% от общего количества топиарных композиций данной высоты);

– в композициях высотой 1,0–1,5 м – пузыреплодник калинолистный (22%) и дерен белый (15%);

– в композициях высотой 1,5–2,0 м – дерен белый (22%);

– в композициях выше 2,0 м – бирючина обыкновенная, боярышники обыкновенный и однопестичный, дейция шершавая, дерен белый; из деревьев – липа мелколистная.

Среди пород, применяемых для формирования простых объемных геометрических композиций, преобладают спирея острозазубренная (13% от числа форм данной категории, наиболее часто встречается в форме шара высотой 1,5–2,0 м), дерен белый (8,5%, шаровидные формы высотой 1,5–2,0 м), бирючина обыкновенная (8,2%, шаровидные формы высотой до 1,5–2,0 м), кизильник блестящий (6,4%, шаровидные формы высотой до 1,0 м), барбарис обыкновенный (6,2%, шаровидные формы высотой 1,0–2,0 м). Следует отметить, что при создании простых объемных геометрических форм из хвойных растений чаще всего используются туя западная (3%, параллелепипед высотой 1,0–1,5 м) и ее форма Smaragd (8%, усеченный конус высотой 1,5–2,0 м).

Представляло интерес также исследование особенностей формирования штамбовых топиарных композиций (всего изучены 286 элементов подобных композиций (рисунок 2).

Количество топиарных элементов, шт.

 

Рисунок 2 – Ассортимент декоративных растений в штамбовых топиарных композициях на обследованных объектах озеленения г. Минска

Около 50% из числа всех штамбовых композиций составляют формы шара на штамбе, в 25% случаев встречается форма конуса на штамбе, при этом преобладающее число композиций сформировано из липы мелколистной (68% от общего числа штамбовых композиций, высота более 3 м).

Для формирования сложных скульптурных и анималистических композиций в озеленении города чаще всего используют бирючину обыкновенную и спирею острозазубренную в композициях высотой 1,5–2,0 м.Многоярусные композиции в озеленении г. Минска встречаются достаточно часто и носят преимущественно линейный характер, участвуя в функциональном разделении пространств. Для создания таких композиций высотой до 1,0 м наиболее широко используются бирючина обыкновенная и кизильник блестящий, высотой 1,0–2,0 м– бирючина обыкновенная и дерен белый.

Одним из характерных вариантов топиарных композиций в озеленении г. Минска являются также многосекционные формы, чаще всего создающиеся посадками барбариса обыкновенного (14% от числа форм данной категории, высота композиций до 1,0 м), барбариса Тунберга ‘Atropurpurea’ (14%, композиции высотой до 1,0 м), бирючины обыкновенной (11%, высота композиций до 1,5–2,0 м) и чубушника венечного (18%, высота до 1,5–2,0 м).

Качество топиарных форм во многом зависит от грамотного подбора ассортимента растений, по морфологическим и биологическим особенностям соответствующих специфике определенных видов топиарных композиций. Исследования показали, что оптимально соответствуют требованиям создания качественных геометрических форм обладающие способностью формировать плотную текстуру поверхности бирючина обыкновенная, боярышник обыкновенный,спирея острозазубренная, липа мелколистная. В линейных композициях декоративны барбарисы обыкновенный и Тунберга, кизильник блестящий, дерен белый. Роза собачья достаточно неплохо поддерживает форму, близкую к шаровидной, но с возрастом, как правило, наблюдается сильное ее изреживание в нижней части. В целом, для обеспечения длительного декоративного эффекта можно рекомендовать подбирать форму стрижки, близкую к естественной форме кроны растения.

В целом, можно сделать вывод, что при известном разнообразии применяемых на объектах озеленения г. Минска форм топиарных композиций, все еще недостаточно использован архитектурно-художественныйпотенциал сложных геометрических и скульптурных растительных форм, обладающих высокой степенью эстетического воздействия, способностью создавать запоминающийся облик городских пространств. Ассортимент декоративных растений для топиарных композиций также нуждается в расширении.

 

Список использованных источников

1. Сычева А.В., Титова Н.П. Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды. Минск: Вышэйшая школа,1984. 127 с.

2. Бельц  Г. Фигурная стрижка деревьев. Формы, методы, уход. М.: Бертельсманн, 2008. 128 с.