УДК 712.3

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 35.03.10 ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА

 

EXPERIENCE OF TEACHING SPECIAL DISCIPLINES IN THE FIELD OF TRAINING 35.03.10 LANDSCAPE ARCHITECTURE

 

Трушева Н.А., Сазонец Н.М.

(Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, РФ)

Trucheva N. A. Sazonetz N. M.

(Maykop state technological University, Maykop, Russia)

 

Рассмотрены особенности преподавания специальных дисциплин на основе оригинальных методик и собственного опыта по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура

The considered features of teaching of special disciplines on the basis of original methods and their own experience in the direction of training 35.03.10 Landscape architecture

 

Ключевые слова: ландшафтная архитектура, мастер-класс, интерактивные занятия

Key words: landscape architecture, master-class, interactive sessions

 

В Майкопском технологическом университете на кафедре ландшафтной архитектуры и лесного дела преподаватели в освоении учебной программы по учебным планам бакалавров по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура» вырабатывают свою систему качественной подготовки обучающихся. Результаты показывают, что у студентов появляется возможность и желание активно участвовать в развитии своей среды обитания и окружающей среды.

Один из методов обучения и воспитания студентов – это интерактивные занятия [1]. На практических занятиях часто проводятся мастер-классы. Цель этого мероприятия закрепить знания студентов, полученные на лекциях, развить их умения и отработать навыки по изучаемым темам. Форма мастер-класса может быть разной. Например, когда обучающиеся старших курсов, имеющие опыт работы в профессиональной сфере ландшафтного архитектора, передают свои знания студентам младших курсов [2, 3]. Так, студентка последнего курса обучения показала, собственно разработанный свой метод черенкования хвойных растений в природных условиях города Майкопа. Черенкование в «февральские окна» дает всегда больший процент приживаемости растений, чем в другое возможное время для черенкования декоративных хвойных растений. Данный круглый стол был приурочен к дисциплине «Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры» на тему «Посадка древесных растений и их содержание на объектах ландшафтной архитектуры». Каждый из студентов, участвующий в мастер-классе, самостоятельно воспроизвел всю технологию черенкования. А по истечении времени приживаемости растений, оценил результаты своего труда.

Полезно послушать и опытных ландшафтников. Мастер-класс с ландшафтным архитектором и художником из Москвы – Евгением Атановым в 2013 году, продолжился, за счет практики студентов, обустройством территории санатория-профилактория «Лаго-Наки» (Майкопский район). Это позволило студентам самостоятельно принять участие в благоустройстве и озеленении мест отдыха. Этот мастер-класс также был приурочен к практическим занятиям по «Строительству и содержанию объектов ландшафтной архитектуры» по практической работе «Устройство цветников, рокариев, альпинариев на объекте ландшафтной архитектуры. Производство работ».

Не менее трех мастер-классов проводят студенты в группе друг другу на таком предмете как «Фитодизайн». Рассказывая и показывая свою методику создания коллажа, флорариума, «настольного сада», композиции из комнатных растений с применением гидрогеля и других возможных вариантов украшения интерьера с помощью комнатных растений, сухоцветов и других аксессуаров, используемых в фитодизайне. В данном случае, прорабатываются такие темы как: «Группировка комнатных растений в композиции», «Размещение растений в зависимости от назначения и интерьера помещения», «Сухоцветы, коллажи, искусственное озеленение в интерьере помещений. Основы составления и размещения букетов». В данных мастер-классах глубоко воспринимаются студентами цели и задачи выше перечисленных лекций и отрабатываются навыки составления композиций из проведенных ранее лабораторных работ: «Устройство флорариума», «Устройство мини-сада на столе», «Устройство композиций с гидрогелем», «Сушка растений», «Изготовление коллажей», «Изготовление букетов из сухоцветов» и другие. Такие мастер-классы вырабатывают у студентов также самостоятельную поисковую систему новых знаний.

Наиболее сложно применить мастер-классы на изучении предмета «История садово-паркового искусства», так как город Майкоп, в силу сложившихся исторических событий, не имеет исторических памятников садово-паркового строительства: дворцов и усадеб. В данном случае на практических занятиях применяется не только составление презентаций по каждой теме, но и такой интерактивный метод практических занятий как макетирование. Студенты самостоятельно выбирают исторический объект, изучают его по научно-технической информации и выполняют в группах по четыре-пять человек макет, стилизованно визуализируя ландшафтный или регулярный стиль той или иной эпохи. Такое задание также вырабатывает поисковую систему новых знаний, дает возможность самостоятельно произвести модель сада или парка [2, 3].

Сделать более познавательными и интересными изучение «Истории садово-паркового искусства» помогают интерактивные лекции он-лайн. Такие лекции позволяют увидеть исторические объекты, не выезжая за пределы города и даже страны, и услышать мнения по проблемам сохранения и содержания парков и садов разных эпох и стран. Например, лекции, проводимые в музее Востока. Одна из них «Рубить или не рубить» с ландшафтным архитектором, профессором Александрой Хандрак из Германии, проведенная в музее Востока позволила не только увидеть дворцо-парковый ансамбль Сан-Суси в Потсдаме, но и глубже понять проблемы сохранения растений в нем. Другая лекция с реставратором сада при замке Амбуаз во Франции Жаном Сюро, выявила проблемы понятия реставрации, реконструкции и трансформации исторических объектов садово-паркового искусства на примере сада, который уже восстанавливается 15 лет и еще намечено 10 лет работы. Он-лайн диалог с ландшафтным архитектором из Санкт-Петербурга раскрыл необходимость и трудности восстановления «Летнего сада» [2, 3].

 

Список использованных источников

1.    Варзарева В.Г., Трушева Н.А., Передельский Н.А., Федоровская М.Г., Сазонец Н.М., Уджуху М.И. Проблемы озеленения городов юга России на примере Майкопа // Актуальные проблемы лесного комплекса. 2016. № 44. С. 154-159.

2.    Трушева Н.А., Варзарева В.Г. Дидактические приемы, применяемые для обучения студентов на экологическом факультете вуза // Научный потенциал. 2016. №1 (21). С. 71-73.

3.    Трушева Н.А. Экологическое просвещение и воспитание молодежи // В сборнике: Экология города: проблемы и решения. Сборник материалов научно-практических конференций 2013-2014 гг., Национальная бибилиотека Республики Адыгея, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет». 2015. С. 134-137.