УДК 656.11

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦАХ ГОРОДОВ

 

THE WORLD OF THE WORLD ON THE CITY'S TRUNK SUPS

 

Денисов Г.А., Зеликова Н.В., Бусарин Э.Н., Злобина Н.И., Струков Ю.В. Зеликов В.А.

(Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, г. Воронеж, РФ)

 

Denisov G.A. , Zelikova N.V.,  Busarin E. N., Zlobina N. I., Strukov Yu.V., Zelikov V.A.

(Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov, Voronezh, Russia)

 

Рассмотрены действия водителей пассажирского городского транспорта на улицах города Воронежа. Предложено внести изменения в Правила дорожного движения РФ для обеспечения безопасности движения.

The actions of drivers of passenger transport on the streets of Voronezh are considered. It is proposed to make changes to the rules of the road of the Russian Federation to ensure traffic safety.

 

Ключевые слова: улица, водитель, транспорт, правила, безопасность

Key words: street, driver, transport, rules, safety

На страницах Всемирной сети в середине декабря 2018 года появилась информация, что дорожные камеры начнут на дорогах Москвы автоматически распознавать 103 наиболее популярные марки автомобилей. Нейросеть обеспечит определение типа транспортного средства (ТС) и право его проезжать по автобусной полосе или участку, где движение таких машин запрещено [1]. По мнению авторов, контроль за дорожным движением позволит снизить задержки и обеспечить безопасность работы пассажирского городского транспорта (ПГТ). Однако в некоторых случаях водители ПГТ и являются виновниками создания опасных дорожных ситуаций и заторов. Игнорирование водителями требований одних пунктов Правил дорожного движения (ПДД) РФ побуждают требования других пунктов ПДД, разрешающих не выполнять предыдущие требования.

Визуальные наблюдения за действиями водителей, управляющих ПГТ в условиях вынужденного транспортного потока (при высокой интенсивности движения ТС), показали следующее. Так, например, в г. Воронеже на Чернавском мостовом переходе через Воронежское водохранилище протяженностью 1520 м (из которых 1140 м длина дамбы и 380 м длина моста), соединяющем право- и левобережные части города, имеется по три полосы движения в каждом направлении. В вечерние часы «пик» скорость движения транспортного потока с правого берега водохранилища на левый по всем трем полосам мостового перехода составляет около 5 – 10 км/ч. Протяженность очереди ТС приближается к 1500 м. При возникновении затора водители ПГТ малой средней и большой вместимости, после отъезда от остановки и при въезде на дамбу, сразу перестраиваются в левый ряд. После проезда дамбы все средства ПГТ возвращаются в правый ряд и далее направо в примыкание (под острым попутным углом), где расположена остановка для высадки-посадки пассажиров, с дальнейшим выездом на Ленинский проспект для осуществления оттянутого поворота налево.

На перегонах загруженных ТС магистральных улиц водители ПГТ также при отъезде от остановки общественного транспорта перестраиваются сразу в средний или даже в левый ряд, а в конце перегона возвращаются в правый. В погоне за пассажирами водители подъезжают к пересечению по правому ряду, из которого разрешен только поворот направо и перестраиваются в соседний средний или левый ряд за стоп-линию, останавливаясь впереди какого-либо ТС. Такими действиями водитель ПГТ обеспечивает себе возможность первым, на разрешающий движение сигнал светофорной сигнализации, подъехать к остановке за пересечением.

Описанные маневры водителей ПГТ приводят к беспорядку на проезжей части, ухудшают психофизическое состояние других водителей, создают дополнительные конфликтные точки и риск возникновения опасных и аварийных ситуаций, увеличивают время задержки движения всего транспортного потока, что не способствует обеспечению безопасности дорожного движения.

Водители ПГТ обосновывают такие свои действия предписаниями пунктов 5.15.1 – 5.15.2 «Направление движения по полосам» Приложения 1 «Дорожные знаки. 5. Знаки особых предписаний» к ПДД РФ, где сказано «…Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства».

Более опасные маневры водителей ПГТ наблюдаются и при выполнении поворота налево. На пересечении магистральных улиц Ленинский проспект и ул. Брусилова левый поворот с Ленинского проспекта в сторону Чернавской дамбы разрешен только с левого ряда. В зависимости от времени суток очередь в левом ряду Ленинского проспекта составляет от 5 до 20 ТС. Водители ПГТ до такой степени пренебрегают требованиями ПДД РФ, что независимо от числа ТС в очереди осуществляют левый поворот из среднего ряда. А иногда, из правого ряда перестраиваются на пересечении в средний ряд для ожидания в нем зеленого света секции «стрелка налево», создавая помехи другим ТС, движущимся в прямом направлении.

В пункте 9.4 ПДД РФ записано: «…на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота…».

Следует добавить, что на остановках общественного транспорта водители ПГТ осуществляют высадку и посадку пассажиров на Ленинском проспекте (остановка улица Димитрова) у рынка «Придача» не только в правой, но и в средней полосе движения при занятой правой. В такой ситуации следующие подъезжающие водители ПГТ часто не выстраиваются в очередь перед остановкой в ожидании возможности подъезда, а останавливаются даже в левом ряду движения, ожидая подходящего момента для заезда вперед остановившегося ПГТ.

Так, какой из пунктов наиболее значим для обеспечения безопасности дорожного движения: 9.4 ПДД РФ или 5.15.1 - 5.15.2 Приложения 1 к ПДД РФ? Как заставить водителей (особенно ПГТ) быть уважительными друг к другу и к другим участникам движения?

Очевидно, только обоснованным способом организации дорожного движения [2, 3], путем внесения изменений в действующую редакцию ПДД РФ [4, 5, 6, 7] и путем контроля действий участников дорожного движения.

Для обеспечения безопасности движения на магистральных улицах городов предлагаем:

1. исключить из пункта 5.15.2 Приложения 1 к ПДД РФ предложение «Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства»;

2. в пункт 9.4 ПДД РФ записать: «…на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям и другим транспортным средствам, включая пассажирский городской транспорт, с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота…».

ПДД РФ должны быть четкими, однозначными и понятными для всех участников дорожного движения. В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием ПГТ (например, в рассмотренных ситуациях), эксперту-автотехнику при ответе на поставленные судом вопросы для проведения экспертизы происшествия будет очень сложно, сделать обоснованное однозначное заключение по действию участников ДТП [8, 9, 10, 11]. Это в свою очередь: будет способствовать затягиванию рассмотрения материалов дела; не позволит исключить технические ошибки в судебной практике; не обеспечит неизменность судебного решения и конституционные права лиц, участвующих в деле о ДТП.

Список использованных источников

1. Дорожные камеры начнут фиксировать еще один параметр. Режим доступа: https://auto.mail.ru/article/70961-dorozhnye_kamery_nachnut_fiksirovat_ eshche_odin_parametr/ 11 декабря 2018 09:25, Новости.

2. Zelikov V. A., Denisov G. A., Dorokhin S. V., Razgonyaeva V. V., Zelikova N. V. Improvement of the current version of road traffic regulations of the Russian federation as a promising approach to road safety. Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT Editors (view affiliations) Popkova E G Springer Verlag – в России], 2019. 826. с.1081-1088.

3. Dorokhin S. V., Zelikov V. A., Denisov G. A. Improvement of road traffic safety in the zone of unsignalled pedestrian crossings.Transportation Research ProcediaThirteenth International ConferencE on Organization and Traffic Safety Management in Large Cities Saint Petersburg – в России], 2018. 36. с. 121-128.

4. Денисов Г.А., Зеликов В.А., Злобина Н.И. Об установлении причин наезда на пешехода и повышении безопасности движения в темное время суток путем внесения изменений в транспортное законодательствоБюллетень транспортной информации, 2017. № 2 (260). С. 24-26.

5. Денисов Г.А., Зеликов В.А., Злобина Н.И. Повышение безопасности движения на нерегулируемых пешеходных переходах. Бюллетень транспортной информации, 2017. № 4 (262). С. 15-18.

6. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Денисов Г.А., Струков Ю.В. О нецелесообразности исключения из Правил дорожного движения РФ знаков, запрещающих остановку и стоянку автомобилей. Альтернативные транспортные технологии, 2018. Т. 5. № 1 (8). С. 265-269.

7. О целесообразности издания правил дорожного движения для пешеходов. Денисов Г.А., Зеликов В.А., Федющин А.А. В сборнике: Организация и безопасность дорожного движения. Материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения д. т. н., профессора Л.Г. Резника: в 2 томах. Тюмень, 2017. С. 365-367.

8. Кутафин В.Н. Расследование дорожно-транспортных происшествий: практическое руководство. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 255 с.

9. Сараев А.В., Новописный Е.А., Дорохин С.В., Новиков И.А. Общие вопросы экспертизы дорожно-транспортных происшествий. Белгород.: Изд-во БГТУ, 2015. 102 с.

10. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза: Судебно-экспертная оценка действий водителей и других, ответственных за обеспечение безопасности движения, на участках ДТП. М.: Экзамен: Право и закон, 2004. 208 с.

11. Евтюков С.А. Дорожно-транспортные происшествия: расследование реконструкция экспертиза. СПб.: Издательство ДНК,  2008. 390 с.