УДК 37

Технические знания как компонент развивающейся индустриализации страны

 

TECHNICAL KNOWLEDGE AS A COMPONENT OF THE COUNTRY'S DEVELOPING INDUSTRIALIZATION

 

Галкина А.И., Гришан И.А.

(Институт программных систем им. А.К. Айвазяна Российской академии наук, 152021, Ярославская область, Переславский район, село Веськово, ул. Петра Первого, дом 4 «а».)

 

Galkina I.A., Grishaev I.A.

(A. K. Aylamazyan IPS RAS, 152021, Yaroslavl region, Pereslavsky district, Veskovo village, 4 " a " Peter the First street.)

 

Раскрыта роль электронных образовательных ресурсов по техническим дисциплинам: машиностроение; станкостроение; технологии и т.д. для восстановления и развития индустрии страны, поменявшей свой облик в начале 90-х годов в связи с определенными историческими событиями в стране.

 

The role of electronic educational resources on technical disciplines: mechanical engineering; machine tool construction; technology, etc. for the restoration and development of the country's industry, which changed its appearance in the early 90s in connection with certain historical events in the country, is revealed.

 

Ключевые слова: индустриализация, подготовка специалистов, технические знания, электроннные образовательные ресурсы

Key words: industrialization, training of specialists, technical knowledge, electronic educational resources

 

На II Глобальном саммите по производству и индустриализации В.В. Путин высказал предложение: «…нужно предложить принципиально новые технологии и технические устройства, менее ресурсозатратные, но гораздо более экологичные» [1].  

Разрушение индустрии в начале 90-х годов привело к потере целых отраслей и большого числа технических специалистов. Так, в средствах массовой информации приводилась информация о самой востребованной и самой высокооплачиваемой специальности – сварщик. В середине 1900-х годов на совещании средних профессиональных образовательных организаций Санкт- Петербурга и Ленинградской области  с трибун  мудрые руководители Комитета образования просили директоров колледжей сберечь оборудование технических колледжей, перешедших на подготовку бухгалтеров, экономистов, юристов. Кроме этого, просили сберечь контингент преподавателей технических дисциплин.

  Обрушение индустриализации страны, и исчезновение пласта технических специалистов и технологов, приводило порой к анекдотическим ситуациям.

Так директор одного малого предприятия – бывший директор военного института, рассказывал, как долго его специалисты искали по Москве технолога для подготовки технологической карты, столь необходимой для постановки на серийное производство нового, изобретенного ими прибора. Поиски закончились, когда нашли технолога, торгующего в палатке на железнодорожной платформе.

Новый виток индустриализации страны, ставший возможным в условиях санкций и взаимозамещения, потребовал подготовки технических специалистов для машиностроения, станкостроения и т.д.

Анализ Базы данных ОФЭРНиО (с 1998 по 2017 гг.) [2] демонстрирует падение числа подготовленных технических специалистов:

Рисунок 1 - Распределение ЭОР по машиностроению по годам

 

Сегодня подготовка технических специалистов – одна из важнейших задач системы высшего образования, что демонстрируют регистрируемые в ОФЭРНиО электронные образовательные ресурсы [2,3], разработанные для следующих учебных технических дисциплин.

Рисунок 2 - Распределение ЭОР по учебным техническим дисциплинам

 

         В целях подготовки специалистов следующих специальностей [4,5].

Рисунок 3 - Распределение ЭОР по специальностям

        

Выводы:

         04 апреля произведен успешный запуск ракеты, которая была  собрана  только из отечественных деталей, с использованием новейших технологий, позволивших вывести ракету с космодрома Куру по кратчайшей  траектории.

Это является подтверждением постепенного выхода страны из провала  индустрии. Выход из провала стал возможным только на  условиях  подготовки требуемых технических специалистов.

 

Список использованных источников

1. В.В. Путин. II Глобальный саммит по производству и индустриализации: http://kremlin.ru/events/president/news/60961) 9 июля 2019 года

2. Галкина А.И., Гришан И.А. Электронный информационный ресурс «Информационный портал ОФЭРНиО /М.: ОФЭРНиО / "Хроники Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование". 2010. №4 (11). С.32.

3. Галкина А.И., Гришан И.А. Конструктор запросов базы данных ОФЭРНиО /М.: ОФЭРНиО / "ХРОНИКИ Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование". 2010. № 2 (9). С.35

4. Галкина А.И., Гришан И.А., Бобкова Е.Ю. Инфологическая модель базы данных отраслевой регистрации произведений науки, полученных в результате выполнения государственного задания подведомственных учреждений Минобрнауки / М.: ОФЭРНиО / "Хроники Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование". 2016. № 9 (88). С.14

5. Галкина А.И., Гришан И.А., Бобкова Е.Ю. Исследовательский прототип базы данных отраслевой регистрации научной продукции учреждений подведомственных Минобрнауки России / М.: ОФЭРНиО / "Хроники Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование". 2016. №9 (88). С.15.