УДК 629.46

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕМОНТА ИННОВАЦИОННЫХ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ В РОССИИ

 

IMPROVEMENT OF THE REPAIR SYSTEM OF INNOVATIVE CARGO CARS IN RUSSIA

 

Самаркина И.К. (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург, РФ),

Спирюгова М.А. (Самарский государственный университете путей сообщения, г. Самара, РФ),

Павельев И.В. (ООО «РемТрансМаш», г. Санкт-Петербург, РФ),

Воробьев А.А. (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург, РФ)

 

Samarkina I.К. (St. Petersburg state transport university, St. Petersburg, Russia),

Spiryugova M.A. (Samara State Transport University, Samara, Russia)

Pavelev I.V. (LLC RemTransMash, St. Petersburg, Russia),

Vorobiev А.А. (St. Petersburg state transport university, St. Petersburg, Russia)

 

Пересмотрение системы технического обслуживания и ремонта вагонов в связи с эксплуатацией вагонов с различными конструктивными особенностями.

Revision of the system of maintenance and coaches’ repair in connection with the exploitation of coaches with different  constructional features.

 

Ключевые слова: ремонт, вагон, эксплуатация, сервис, инновационный, пробег

Key words: repair, wagon, operation, service, innovative, mileage

 

Парк подвижного состава операторов включает как типовые вагоны, так и инновационные.

В современных условиях развития рынка вагоностроения и эксплуатации различных типов грузового подвижного состава нового поколения с уникальными технико-экономическими характеристиками, высокими показателями надежности и безопасности необходимо пересматривать и систему технического обслуживания и ремонта таких вагонов.

В России лидирующие позиции в производстве инновационных грузовых вагонов занимают АО «Тихвинский вагоностроительный завод» и АО «Научно-производственная корпорация «УралВагонЗавод». Мощность ТВСЗ составляет более 18,4 тыс. вагонов в год, в 2019 году выпущено 21 000 вагонов. УВЗ в 2019 году выпустило 18 000 единиц подвижного состава. Основными преимуществами вагонов, заявленные ТВСЗ, являются – в 3 раза снижение стоимости жизненного цикла вагона и до 5 раз снижение частоты ремонтов.

НПК «Объединенная Вагонная Компания» создала обширную сервисную сеть, которая обеспечивает гарантийное и постгарантийное обслуживание грузовых вагонов на инновационных тележках.

В настоящее время на всем пространстве колеи 1520 мм организована система проведения текущих отцепочных ремонтов грузовых вагонов, построенных на вагоностроительных предприятиях холдинга НПК ОВК, а также созданы склады с необходимым оборотом запасных частей и комплектующих.

В целях комплексного сервисного обслуживания Холдинг успешно реализует исполнение контрактов по сопровождению грузовых вагонов в эксплуатации на всем жизненном цикле. Это обеспечивает эксплуатантам подвижного состава значительное сокращение время простоя вагонов в ремонте, контроль за их техническим состоянием и использованием только оригинальных комплектующих. Количество сервисных центров ОВК на 2019 год составляет 72.

География выстроена с учетом полигонов курсирования тихвинских вагонов, а также пожеланий собственников и арендаторов парка. Каждому авторизованному ОВК вагоноремонтному предприятию присвоена определенная категория. Первая назначена головному сервисному центру ТСЗ «Титран-Экспресс» (входит в холдинг «ОВК»): у него имеются полномочия по авторизации депо и снабжению их запасными частями, а также проведению ежегодного контроля выполнения требований ремонтной документации. На предприятиях второй категории проводится плановый ремонт тихвинских вагонов и их основных комплектующих (колесных пар, тележек, тормозных систем, автосцепных устройств). Депо третьей категории авторизованы на текущий отцепочный ремонт, а четвертая категория выделена для складов ответственного хранения запасных частей, деталей и узлов.

По статистическим результатам подконтрольной эксплуатации вагонов и их узлов производилось наращивание межремонтного срока и пробега, и увеличение составило до 1 млн. км или 8 лет. Лимитирующим элементом является кассетный подшипник, межремонтные показатели которого значительно выше обычного цилиндрического подшипника (2 года), однако даже высокие технологии кассеты имеют свой предел. Кроме того, если после 8 лет эксплуатации и пробега менее 500 тыс. км вагон поступил в плановый ремонт, его накопленный пробег не обнуляется, а сохраняется на последующий межремонтный период до достижения суммарного пробега в 1 млн. км или 16 лет. При этом ремонт тележки осуществляется по состоянию ее износостойких элементов. Достигнутые эксплуатационные показатели тихвинского грузового вагона между плановыми ремонтами (до 1 млн. км или 8 лет) в разы выше, чем у грузовых вагонов на массово эксплуатируемых тележках советского образца (160 тыс. км или 2 года). Сервисное обслуживание вагонов нового поколения включает не только ремонт тележки, но и других узлов и деталей, которые предоставляются сервисными центрами. При проведении плановых ремонтов кузовов инновационных вагонов не требуется дополнительного обучения работников ремонтных предприятий, так как элементы кузовов максимально приближены к аналогичным узлам типовых вагонов.

Сегодня система ремонта вагонов в России осуществляется в соответствии с «Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении» либо по календарной наработке (вагоны, эксплуатирующиеся сезонно и специализированные вагоны), либо по пробегу (интенсивно эксплуатируемый подвижной состав). Собственник подвижного состава заключает контракт с вагоноремонтным предприятием на проведение плановых видов ремонта, выбор которого обусловлен критериями местоположения ремонтного предприятия, стоимостью и сроками работ.

Мониторинг систем технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, действующих в вагоноремонтных отраслях ведущих мировых государств Европы, Америки и Азии позволяет сделать следующие выводы:

- на железных дорогах стран западной Европы, железных дорогах США, Бразилии, Китая и Японии фиксированных сроков ремонта вагонов не существует;

- ремонт вагона производится в зависимости от его технического состояния, что уменьшает число ремонтов, которые вагон проходит за время эксплуатации по сравнению с планово-предупредительной системой ремонта и увеличивает производительность вагона за счет сокращения времени простоя вагона в ремонте;

- применение системы обслуживания и ремонта грузовых вагонов по потребности и контракта жизненного цикла исключает необходимость проведения текущего отцепочного ремонта;

- в странах Северной Америки демонтированные с вагонов запасные части отправляются сервисными центрами на предприятие-изготовитель, откуда поступают новые узлы и детали;

- вагоноремонтные депо (сервисные центры) на железных дорогах стран западной Европы, железных дорогах США, Бразилии, Китая и Японии зачастую принадлежат компаниям производителям вагонов, которые осуществляют ремонт и модернизацию вагонов.

Современная система обслуживания и ремонта грузовых вагонов, принятая в странах Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии, представлена на рисунке 1, преимущества данной системы схематично приведены на рисунке 2.

Так как в эксплуатации находятся вагоны с различными конструктивными особенностями и технико-экономическими показателями, с использованием узлов с увеличенным межремонтным пробегом и организацией работы сервисных центров обеспечивающих замену выработавших ресурс узлов и деталей, необходимо пересмотреть и систему ремонта вагонов и внести необходимые изменения.

Необходимо разработать систему с установлением зависимости между объемами выполняемых ремонтных работ грузовых вагонов, применяемыми технологиями и межремонтными интервалами (календарным сроком эксплуатации и нормативным максимальным пробегом).

 

Рисунок 1 - Современная система обслуживания и ремонта грузовых вагонов

Рисунок 2 - Преимущества современной системы обслуживания и ремонта грузовых вагонов

 

Реализация системы позволит решить следующие задачи:

1)         увеличить межремонтные пробеги грузовых вагонов;

2)         повысить надежность вагонов в эксплуатации и снизить количество отцепок в текущий ремонт;

3)         снизить стоимость ремонтов и технического обслуживания вагонов;

4)         распределить спектр услуг оказываемых вагоноремонтными предприятиями и сервисными центрами.

Повысить надежность вагонов в эксплуатации, увеличить межремонтные пробеги, сократить стоимость жизненного цикла вагонов возможно при внедрении передовых технологий восстановления и упрочнения деталей подвижного состава, применении новых узлов и деталей повышенного ресурса.

Предлагается к внедрению система ремонта грузовых вагонов предусматривает пять сценариев:

I - ремонт вагона осуществляется в соответствии с руководством по деповскому ремонту грузовых вагонов. Следующий ремонт после данного вида ремонта производится (для большинства грузовых вагонов) через 2 года или через 110 тыс.км пробега в соответствии с Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении.

II - ремонт вагона производится в соответствии с руководством по деповскому ремонту грузовых вагонов, с установкой износостойких элементов в узлах трения тележек моделей 18-100 по проекту М 1698.00.000 ПКБ ЦВ. Следующий ремонт после данного вида ремонта производится (для большинства грузовых вагонов) через 2 года или через 160 тыс.км пробега.

III - ремонт с работами по модернизации и упрочнению узлов трения с обеспечением межремонтного пробега 250 тыс.км (или 3 года по календарному сроку).

IV - ремонт с работами по модернизации и упрочнению узлов трения с обеспечением межремонтного пробега 500 тыс.км (или 6 лет по календарному сроку).

V - ремонт для инновационных вагонов - 1000 тыс.км (или 8 лет по календарному сроку).

Вид предстоящего ремонта с переходом на принцип оплаты гарантированного межремонтного пробега необходимо оставить за собственником подвижного состава, в зависимости от интенсивности эксплуатации вагонов, типа подвижного состава, его конструктивных особенностей и года постройки.

Список использованных источников

1. Титова Е.Н., Самаркина И.К. Основные требования к конструкции вагонов при новой стратегии деповского ремонта // Актуальные проблемы развития железнодорожного транспорта и роль молодых учёных в их решении, труды второй международной отраслевой научно-технической конференции. Ростов: РГУПС, 2000. С.73.

2. Бороненко Ю.П., Самаркина И.К. Основные принципы организации сервисного обслуживания грузовых вагонов // Шаг в будущее (неделя науки-2003): Материалы межвузовской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПБ: ПГУПС, 2003.

3. Самаркина И.К., Павельев И.В., Белгородцева Т.М., Федоров И.В. Организации ремонта грузовых вагонов в зависимости от конструктивных особенностей вагонов и применяемых технологий ремонта // Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты : материалы ХIV Международной научно-технической конференции. СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2019. 290 с